№5|2011

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ВОДОКАНАЛОВ

bbk 000000

УДК 628.1/.2

Храменков С. В.

Задачи развития водной отрасли для обеспечения населения России чистой водой

Аннотация

Водная отрасль является важнейшим фактором модернизации экономики и развития не только крупных, но и небольших городов и населенных пунктов. Развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба. Решение проблем водной отрасли требует наличия высококвалифицированных кадров. Вложение средств в их подготовку – самая важная и хорошо окупаемая статья инвестиций. Россия может и должна стать одним из мировых лидеров в сфере рационального водопользования, применения на практике инновационных технологий, полного удовлетворения населения страны чистой питьевой водой. Для этого необходимо объединить усилия профессионального сообщества, государственных и местных органов власти.

Ключевые слова

, , , , , ,

Скачать статью в журнальной верстке (PDF)

В 2010 г. Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения исполнилось 20 лет, но свою историю она исчисляет с момента проведения Первого Русского водопроводного съезда, который состоялся в Москве в марте 1893 г. Ассоциация была воссоздана 7 августа 1990 г. На сегодняшний день в составе Ассоциации 171 организация. Это прежде всего предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (Водоканалы) 110 городов, включая 11 городов-миллионников, которые расположены во всех регионах Российской Федерации, а также ведущие научно-исследовательские, проектные институты и другие организации, осуществляющие свою деятельность в этой сфере.

Особо следует отметить участие РАВВ в разработке законодательных актов и федеральных программ, затрагивающих проблемы водоснабжения и водоотведения. Именно РАВВ стала своего рода «приводным ремнем» и первым разработчиком ряда важных федеральных законопроектов, прежде всего, проекта отраслевого Федерального закона № 484225-5 «О водоснабжении и канализовании» (редакция, внесенная на рассмотрение в Госдуму ФС РФ), без которого никакие инвесторы в отрасль не придут. Следует также отметить совместную работу с Министерством природных ресурсов и экологии РФ по формированию согласованной позиции в вопросах природоохраны. Сейчас очень важно установить общественный контроль за тем, чтобы отраслевой и другие законопроекты, внесенные на рассмотрение в Госдуму РФ, не «утонули» в прениях законодателей.

Для решения вопросов законодательного обеспечения отрасли необходим единый организационный центр. На федеральном уровне таким центром должно стать Министерство регионального развития РФ. Профессиональное сообщество в лице общественных организаций – Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Российского водного общества, Национального союза Водоканалов – должно объединить свои законотворческие усилия под единым руководством.

Усиление внимания федеральных органов власти к вопросам обеспечения населения страны чистой водой и улучшения экологии

Необходимо отметить, что за последние годы заметно усилилось внимание федеральных органов власти к вопросам обеспечения населения страны чистой водой и улучшения экологии. Большое значение для развития водной отрасли в стране имеют международные форумы «Чистая вода». В декабре 2010 г. Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011–2017 годы.

Характеристика современного состояния водной отрасли

Ситуация с питьевой водой в мире с каждым годом обостряется. За последние 10 лет, по данным ООН, число жителей планеты, не имеющих водопровода, увеличилось на 114 млн., а канализации – на 134 млн. человек. Через одно поколение 60% всего населения в мире будет проживать в городах, дефицит воды будет возрастать.

В России пятая часть населения – более 30 млн. человек – не имеют доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляют воду без необходимой предварительной очистки. По данным Федеральной службы государственной статистики и Роспотребнадзора за 2009 г., не имеют доступа к централизованному водоснабжению каждый десятый городской житель (11%) и половина (53%) жителей сельских населенных пунктов. В стране не подвергаются очистке 7% сточных вод, а из тех, что проходят очистку, до нормативных требований доводится менее половины (46%). Именно поэтому, в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г., развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба.

Об источниках централизованного водоснабжения. По данным Роспотребнадзора, на протяжении последних лет состояние поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения продолжает оставаться неудовлетворительным. В целом по стране в 2009 г. не соответствовало санитарным правилам и нормативам 37% поверхностных и почти 17% подземных источников питьевого водоснабжения. Питьевую воду централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечающую гигиеническим нормативам по содержанию химических веществ, ежегодно потребляют более 10 млн. человек, а по микробиологическим показателям – более 13 млн. человек.

Основной причиной загрязнения водных объектов является сброс в них недостаточно очищенных сточных вод. Большинство очистных сооружений требуют реконструкции, почти одна треть поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения не имеют зон санитарной охраны. К сожалению, Водный кодекс РФ (в редакции 2010 г.) ослабил правовой режим водоохранных зон.

Появились иновые загрязнители водоисточников. Особую тревогу сегодня вызывают лекарственные препараты, прежде всего антибиотики, а также продукты косметологии. Попадая с отходами жизнедеятельности человека в бытовую канализацию, эти вещества, в конечном счете, проникают в водоисточники. В настоящее время не разработаны методики определения большинства этих веществ и нормативы их предельного содержания в объектах окружающей среды. Требуется создание реестра потенциальных приоритетных загрязнителей и сети станций мониторинга водных объектов.

К сожалению, в большинстве городов на очистных сооружениях используются технологии, которые разрабатывались в конце 1970-х годов. Практически только в крупных городах осуществляется масштабное строительство современных станций водоподготовки и очистных сооружений. Особенностью модернизации водопроводных и канализационных систем в нашей стране является то, что от замысла до реализации любого проекта проходит много времени – от 5 до 15 лет. При этом санитарные требования по показателям безопасности воды постоянно ужесточаются, появляются новые виды загрязнений водоисточников. Поэтому сегодня необходимо разрабатывать и внедрять такие технологии очистки воды, которые опережали бы на несколько лет изменения в нормативных документах.

В результате использования старых технологических решений на станциях водоподготовки в целом по стране около 17% проб воды из водопроводной сети не соответствует гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, а по микробиологическим показателям – 5%. Такая ситуация является во многом результатом изношенности инфраструктуры водной отрасли, которая достигает сегодня 70% в среднем по стране, а это приводит к огромным экономическим потерям.

Планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей почти полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. В стране около 40% водопроводных и одна треть канализационных сетей нуждаются в срочной замене. На конец 2009 г. степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила около 54% (в 2003 г. – 51%).

Количество аварий на водопроводных сетях в России сохраняется на уровне около 70 аварий на 100 км сетей в год, что гораздо выше показателей развитых стран: например, в Лондоне – 46, в Берлине – 25 аварий на 100 км. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации. По одной аварии в год происходит почти на каждом пятом километре канализационной сети.

Организация лабораторного контроля. В 2009 г. в России лабораторный контроль за качеством питьевой воды осуществлялся менее чем в половине населенных пунктов (46,8% от общего числа). Лабораторные исследования в порядке производственного контроля в полном объеме осуществляются только на крупных водопроводах, на остальных из-за отсутствия специального оборудования производственный контроль проводится по сокращенной схеме. В большинстве бюджетов муниципальных образований не предусмотрены средства на осуществление производственного лабораторного контроля качества питьевой воды. По данным Роспотребнадзора, в 2009 г. в 20 субъектах Российской Федерации было зарегистрировано 34 вспышки острых кишечных инфекций.

Необходимо организовать шефство крупных водных компаний по территориальному принципу над Водоканалами тех городов, где отсутствует необходимое лабораторное оборудование, для оказания им помощи.

О мерах по модернизации водной отрасли

В своем послании к Федеральному Собранию (30 ноября 2010 г.) Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул: «Ресурсы, которые у нас есть, надо использовать не для латания дыр, а в целях модернизации экономики, для создания новых конкурентоспособных товаров и услуг, ... формирования спроса на инновации... От успеха во всех этих проектах зависит качество жизни наших людей».

Решение указанных задач невозможно без модернизации и развития водной отрасли. В целях улучшения обеспечения населения доброкачественной питьевой водой в большинстве краев, областей и автономных республик страны разработаны региональные целевые программы. Определен перечень мероприятий, осуществление которых заслуживает поддержки государственных и местных органов власти.

Среди предусмотренных мероприятий первостепенными являются строительство или реконструкция объектов с применением наилучших доступных (существующих) технологий. Этот термин активно используется в настоящее время в мировом сообществе и в нашей стране.

К наилучшим доступным технологиям подготовки питьевой воды можно отнести: мембранное фильтрование и озоносорбцию, экологически безопасные методы обеззараживания с использованием гипохлорита натрия, ультрафиолетового облучения и т. д.; в системах канализации – удаление азота и фосфора с использованием биологических и реагентных методов, обеззараживание сточных вод с помощью ультрафиолета.

Целесообразно создание при Министерстве регионального развития РФ Научно-технического совета, который рассматривал бы новые технологии очистки воды и выдавал рекомендации по их внедрению. В стране должна быть создана база данных наилучших технологий, к которой мог бы иметь доступ любой желающий. Необходимо ежегодно издавать каталог таких технологий, где были бы изложены основные данные по технологическим и экономическим показателям.

Следует отметить положительную практику подготовки законопроектов, касающихся водной отрасли, которая сложилась в последнее время. При подготовке отраслевого закона о водоснабжении и канализовании объединили свои усилия все органы власти и профессиональное сообщество. В Министерстве регионального развития РФ была создана и активно действовала рабочая группа. По существу образовалась хорошая дискуссионная площадка, где обсуждались мнения сторон, вырабатывались позитивные решения. Эту практику следует взять на вооружение и при подготовке других законопроектов.

В настоящее время требуется обеспечить принятие постановления Правительства РФ «О плате за сброс загрязнений», где должен быть определен механизм экономического стимулирования предприятий-природопользователей, затративших средства на внедрение природоохранных технологий. Такие организации следовало бы освобождать от экологических платежей на сумму затрат, направленных на реализацию природоохранных мероприятий. Это позволит поэтапно доводить качество очищенных сточных вод до установленных нормативных значений. Важно снять с водоснабжающих организаций бремя по уплате штрафов за загрязнения водных источников, которые фактически производят промышленные предприятия.

Необходимо подготовить проект закона о «Фонде защиты водных объектов». Водные компании ежегодно перечисляют в бюджет государства значительные средства, но неизвестно, на что конкретно они расходуются. Средства отделений Фонда могли бы направляться на субсидирование мероприятий по строительству и модернизации очистных сооружений, охрану водных объектов в конкретном городе или регионе.

Водные компании являются крупными потребителями электрической, тепловой энергии и воды на собственные нужды. Затраты электроэнергии на производство 1 м3 питьевой воды в России значительно превышают показатели крупных городов Европы, США, Китая (рис. 1). Если в среднем по России на производство 1 м3 воды расходуется 1,04 кВт·ч электроэнергии, то в Берлине, например, этот показатель составляет 0,27, в Нью-Йорке – 0,15, в Шанхае – 0,28 кВт·ч.

В настоящее время в нашей стране реализуется программа повышения энергоэффективности и энергосбережения в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Водоканалы имеют много возможностей экономии энергоресурсов. Это – замена энергоемкого технологического оборудования более экономичным, повышение КПД насосных станций, автоматизация технологических процессов и др.

Вместе с тем водные компании могут быть не только потребителями, но и производителями электрической и тепловой энергии для собственных нужд, снижая тем самым нагрузку на энергохозяйство городов. Особого внимания заслуживают строительство и реконструкция сооружений для выработки вторичных энергетических ресурсов, которые представляют собой «зеленую энергетику». Значение и перспективы широкого использования возобновляемых источников энергии стали еще более очевидными на фоне японской трагедии – страшной аварии на атомной станции «Фукусима-1». В водопроводно-канализационном хозяйстве любого города имеются огромные запасы возобновляемых источников энергии: биогаз, который вырабатывается на станциях очистки сточных вод; энергия от сжигания осадка сточных вод; тепловая энергия сточных вод.

Использовать вторичные энергетические ресурсы можно путем установки тепловых насосов на сооружениях канализации, строительства заводов по сжиганию осадка и теплоэлектростанций, работающих на биогазе (мини-ТЭС). Такие проекты реализованы в некоторых городах России, но широкого распространения пока не получили. Между тем сама жизнь побуждает активно использовать вторичные энергоресурсы, сокращать потребление нефти, угля и газа. Например, в мюнхенском зоопарке (Германия) около вольера для четырех слонов висит табличка, поясняющая, что из биологических отходов их жизнедеятельности вырабатывается биотопливо, из которого каждый час получается 45 кВт·ч электрической и 70 кВт·ч (0,06 Гкал/ч) тепловой энергии. К 2050 г. Германия планирует отказаться от потребления природного газа и перейти на биотопливо, пересматривается и программа строительства атомных станций.

Энергосбережение напрямую связано с экономией потребления воды (рис. 2). Подсчитано, что для обеспечения одного человека питьевой водой и ее возврата в окружающую среду затрачивается около 0,5 кВт·ч электроэнергии в сутки. Это достаточно высокий показатель. Одним из главных стимулов экономии воды является повсеместная установка приборов учета в жилых домах, больницах, школах и других учреждениях социальной сферы. Только установка водосчетчиков позволяет снизить потребление воды минимум на 10%. На практике потребление воды зачастую уменьшается в разы. Расчеты показывают: если каждый житель города с численностью населения 500 тыс. человек уменьшит ежесуточное потребление горячей воды на 10 литров (емкость ведра), то выбросы СО2 в атмосферу уменьшатся примерно на 1000 тонн в год. Это не только позволит экономить энергию на подогрев воды, но и обеспечит экологический эффект.

Необходима разъяснительная, информационная работа среди населения, ознакомление людей с новейшими технологиями, позволяющими сократить водопотребление в каждой квартире. Такую работу могут проводить Центры водо- и энергосбережения, эколого-просветительские и другие тематические центры, которые начали функционировать в ряде городов. Они должны быть в каждом городе и населенном пункте. В указанных центрах обычно представлено энерго- и водосберегающее оборудование. Необходимо отметить, что давно следовало бы навести порядок с продажей оборудования и бытовых приборов, нерационально расходующих воду. Следует отказаться от ввоза из-за рубежа недоброкачественного санитарно-технического оборудования. В рамках программы «Чистая вода» следовало бы разработать специальный отличительный знак для водосберегающего и энергоэффективного оборудования, который должен наклеиваться на лучшие образцы отечественной и зарубежной продукции.

Еще один важный момент – воспитание подрастающего поколения в духе бережного отношения к воде. Эта тема уже поднималась на форумах «Чистая вода» в 2009 и 2010 годах, проводились Уроки чистой воды в средних школах. Такие уроки должны донести до сознания школьников идею значимости воды для всего живого на Земле. Как писал академик В. И. Вернадский, «… жизнь – особое царство природных вод». Мы должны охранять это царство.

Инвестиции в водную отрасль и тарифная политика

Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации вызвано, главным образом, недостаточным финансированием отрасли. В России вся выручка водного сектора в 2009 г. составила 300 млрд. рублей, при этом капитальные вложения составили лишь 11% операционных расходов организаций отрасли. В мире более 40% расходов водных компаний составляют затраты на капитальные вложения (рис. 3). Если, например, в Берлине капитальные вложения в расчете на 1 м3 воды составляют 0,86 долл. США, в Лондоне – 0,81 долл., то в Москве – 0,25 долл., в Санкт-Петербурге –  0,16 долл. Вследствие низких капитальных инвестиций инфраструктура водопроводно-канализационного хозяйства быстро изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества. Для реализации программы развития Водоканалов необходимо активное привлечение заемного капитала, применение механизмов государственно-частного партнерства.

Правительством РФ предусматривается, что основная часть средств на модернизацию отрасли на период 2011–2017 годов будет получена из внебюджетных источников финансирования (313 млрд. руб.). При этом капитальные вложения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составят
в общей сложности 18 млрд. руб., или немногим более 5% общей суммы затрат (331 млрд. руб.). Такова реальность. Бюджетные деньги будут направлены, прежде всего, в малые города и населенные пункты, которым необходима государственная финансовая поддержка для реализации местных программ водопользования. Крупным городам следует рассчитывать в основном на привлечение частных инвестиций.

Для банков, финансирующих организаций и частных инвесторов крайне важна стабильная тарифная политика (нередко – на десятки лет вперед) для гарантии возврата вложенных средств.

Водные проекты по самой своей природе являются долгосрочными, т. е. реализация и окупаемость проекта могут происходить в течение продолжительного периода времени (15–20 лет). В реальных условиях привлечение капитала на длительный срок представляет собой крайне сложную задачу. Поэтому необходимо устанавливать долгосрочные тарифы на срок не менее 5 лет с учетом последующей индексации.

О государственно-частном партнерстве. Водный сектор обладает множеством привлекательных свойств с точки зрения инвесторов. Это – долгосрочный характер контрактов, относительная защита от конкуренции, широкая клиентская база, гарантированный ежедневный спрос на услуги, регулируемая тарифная выручка. Однако при отсутствии на законодательном уровне четкого разделения ответственности и полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти любой проект государственно-частного партнерства буквально «тонет» в различного рода согласованиях. В результате количество реализованных проектов в водной отрасли по схемам государственно-частного партнерства крайне мало. В связи с этим необходимо: на федеральном уровне – принять закон о государственно-частном партнерстве, на региональном уровне – определить специальных представителей, основной задачей которых будет продвижение инвестиционных проектов.

Для реализации проектов государственно-частного партнерства нужны: политическая воля руководителя региона – губернатора; личная инициатива мэра города и директора Водоканала; предоставление государственных гарантий; долгосрочная тарифная политика.

Ощутимую пользу могли бы принести методические рекомендации для руководителей муниципалитетов, Водоканалов и инвесторов по возможным схемам продвижения проектов государственно-частного партнерства, а также механизмам взаимодействия с органами власти разного уровня. Зачастую руководству рядового предприятия непонятно – с чего начать и куда идти. В результате немалые суммы денег тратятся на бесчисленные консультации у юридических компаний.

Совершенствование управления водной отраслью, промышленное, научно-техническое и кадровое обеспечение водохозяйственного комплекса

В России наблюдается острый дефицит собственного производства технологическогооборудования, автоматизированных систем управления и химических реагентов для водной отрасли. По данным экспертов, 80% и более такой продукции покупается за рубежом. Среди них насосное и лабораторное оборудование, активированный уголь, флокулянты и др. В России имеются три завода, выпускающие насосное оборудование (в Омске, Орловской области и Москве), однако их продукция уступает импортной по многим важным техническим параметрам и экономическим показателям. На протяжении семи лет не могут достичь необходимого качества продукции и два отечественных производителя активированного угля, причем один из них (ОАО «Заря», г. Дзержинск) закрылся из-за смены собственника. Уголь поставляется из Китая при наличии огромных собственных ресурсов. В стране отсутствует производство высококачественного гипохлорита натрия, поэтому региональные власти вынуждены сами строить заводы по изготовлению этого важного реагента. Примеров достаточно много. Закупая необходимую продукцию за границей, переплачивается до 30% ее стоимости. Это отражается на стоимости питьевой воды и, соответственно, на тарифах для населения. Что же делать?

На наш взгляд, сегодня надо привлекать инвесторов не только для реконструкции сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, но и для строительства промышленных предприятий, обеспечивающих производство отечественного оборудования и реагентов для водной отрасли.

Следует использовать практику работы Госплана СССР, планировавшего размещение производственных предприятий на оптимальном расстоянии от источников сырья и потребителей продукции. Необходимо преодолеть зависимость от импорта, но использовать при этом самые современные технологии, в том числе иностранные. Министерству регионального развития РФ необходимо выступить координатором по воссозданию отечественного производства оборудования для водной отрасли. Это могло бы стать хорошим примером для подъема отечественной промышленности.

Решение вопросов развития водной отрасли требует наличия высококвалифицированных кадров. Вложение средств в их подготовку – самая важная и хорошо окупаемая статья инвестиций. Подготовка специалистов в области водоснабжения и водоотведения осуществляется в 51 вузе страны, в том числе в 19 вузах строительного (архитектурно-строительного) профиля и в 32 вузах комплексного профиля. Однако сегодня недостаточно подготовлены специалисты в области менеджмента, эксплуатации инженерных сооружений, энерго- и водосбережения. Программы, по которым готовятся инженерные кадры отрасли, во многом отстали от требований времени и редко обновляются. Между тем изменения в программы подготовки специалистов водной отрасли должны вноситься не реже чем один раз в два года. Только при этом условии специалисты смогут в полном объеме овладевать знаниями. РАВВ совместно с Минрегионразвития РФ, Минобрнауки РФ, ведущими вузами страны готова участвовать в пересмотре программ подготовки специалистов для водной отрасли.

Дальнейшее развитие водохозяйственного комплекса невозможно без новых научно-технических разработок. В настоящее время научно-исследовательской работой в Российской Федерации занимаются в основном государственные организации (около 70%). Затраты на науку в России в 2010 г. составили 159 млрд. руб., из них на водопроводно-канализационную тематику приходится лишь около 70 млн. руб. При таких скромных затратах рассчитывать на разработку «прорывных» технологий не приходится. В настоящее время в России работают несколько сотен тысяч научных работников, б́льшая часть (порядка полумиллиона) – кандидаты и доктора наук. При этом наукой в водной отрасли или исследованиями в смежных областях занимаются всего около 200 человек, в основном предпенсионного возраста.

В России фактически утеряна школа проектирования объектов водопроводно-канализационного хозяйства, которой в прежние годы можно было гордиться. Ушли опытные проектировщики, а молодежь не приходит. Усугубил эту проблему финансовый кризис, который привел к сокращению объемов строительства, а значит и объемов проектирования. Например, даже в Москве нет проектной организации для строительства электростанции с использованием биогаза, поэтому пришлось привлекать зарубежную фирму.

Для возрождения школы проектирования отрасли необходимо иметь заказчиков в лице региональных и муниципальных органов власти. В каждом регионе должен быть определен и утвержден перечень наиболее значимых проектов в водной сфере и вынесен на обсуждение общественности. Тогда реализация таких проектов, связанная с финансовыми затратами и возможным изменением тарифов, будет встречена с пониманием и не вызовет напряжения в обществе.

Для поддержки региональных проектов предлагается на сайте Министерства регионального развития РФ публиковать перечень проектов, которые необходимо реализовать в водной отрасли. Этот процесс должен быть максимально открытым и прозрачным. Министерство, исходя из потребностей (заявок) регионов, могло бы определять и поддерживать наиболее важные для отрасли проекты, которые требуют разработки и внедрения. В этих целях возможно создание специального фонда для реализации самых значимых для отрасли проектов.

И еще об одном. Сегодня в отрасли по существу нет собственных средств массовой информации. Поэтому важно создание на одном из каналов телевидения специальной программы с условным названием «Час воды» (рис. 4), в которой специалисты могли бы рассказывать о проблемах водной отрасли, обмениваться опытом обеспечения населения питьевой водой и решения экологических задач.

Наше профессиональное сообщество считает, что регулярное проведение российских съездов – прекрасная идея для обмена опытом и ознакомления с передовыми проектами в водной отрасли.

FaLang translation system by Faboba

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

Banner konferentciia itog 200x100

VAK2

100х100 Aquatherm18

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA

Авторизация

Внимание! Рекомендуется просматривать сайт максимально свежими версиями браузеров. Некоторые устаревшие версии (IE 8) не смогут корректно скачать материалы номеров журнала.