09 2017

Number 9 / 2017

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№9|2017

LAWS, STANDARDS, NORMATIVES

bbk 000000

UDC 628.21:504.06

Drachikov S. A., Ivanov Mikh. Val., Vorob'ev V. S., Mit'kova E. E.

Evaluation of the harmonization of the environmental requirements

Summary

Evaluation of the active environmental documents – federal laws, RF Governmental Decrees, methods, environmental requirements – in relation to their harmonization was carried out. Inconsistencies in the names and designations of the same pollutants in different regulatory documents were revealed. It was found that the requirements to the maximum permissible concentrations of pollutants in commercial fishing water bodies and chemicals in water bodies used for public water supply and recreation lack detergents regulated by the environmental protection authorities. Proposals on eliminating the revealed inconsistencies were made. In this regard it is expedient to develop and adopt a document specifying the way of making VAT calculations, determining the succeeding charge for discharging pollutants into water bodies based on the main characteristics typical for domestic wastewater and surface runoff, and to compile a complete, single for all the natural resource users list of the regulated pollutants. Besides, it is necessary to issue Appendix to RF Governmental Decree No. 913 comprising the uniform methods of analyses of all the regulated pollutants or give references to the existing methods.

Key words

, , , ,

 

№9|2017

WATER INDUSTRY

bbk 000000

UDC 581.526.325

Babaev A. V., Zamana G. T., Puklakov V. V.

Model prediction of water quality patterns
in the Mozhaiskoe water reservoir under the heat wave conditions

Summary

The issues of water quality in water reservoirs used for public water supply are of primary concern. Intensive phytoplankton development in them is a most common problem in water supply. Therefore the selection of tools that provide for predicting to a high degree of accuracy the processes of water quality formation in water reservoirs under various hydro meteorological summer conditions is a task of primary importance. The results of the model prediction of the basic water quality patterns under the heat wave conditions and of the diagnostic calculation of the environmental conditions of the Mozhaiskoe water reservoir in 2014 carried out according to GMV-MGU model and verified by the field studies data are presented. The verification showed good reproduction of the water quality patterns of the Mozhaiskoe water reservoir by the model. The comparison of the model prediction results, diagnostic calculation and field studies data showed that the model prediction of the water reservoir conditions for the minimum winter storage decrease, low flow spring tide and excessive summer heat is coherent with the actual 2014 pattern when similar hydro meteorological conditions were observed. GMV-MGU model can be used for predictions and diagnostic calculations of water quality patterns in the water reservoirs used for public water supply in the process of planning the measures on operating and long-term control of hydroengineering facilities and water intakes operation.

Key words

, , , , ,

 

№9|2017

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.166

Ponomarev A. P., Podolets A. A., Макина О. А.

The use of aqueous extract of shungite mineral for the removal
of bacterial flora from water

Summary

Safe and high quality drinking water is the most important factor that is effecting the human health, rise in births, reduction of morta­lity, increased expectation of life. The objective of the present work was model developing of the method of removing bacterial flora from water with the use of shungite, unique natural mineral. The key point of using this mineral for water purification is in using crushed shungite not as a feed but for the production of aqueous extract of minerals. In the process of adding refined and concentrated shungite extract into drinking or other water the effect of active complexing of its organic component was defined. The process of ex­tracting minerals from crushed shungite will be most efficient in acidic aqueous media with pH 2–2.5; herewith macro- and microelements and rare-earth ultramicroelements – lanthanoids pass into water. To concentrate the extracted minerals water was evaporated by regular boiling to 1/10 of the original volume with pH 2–2.5. Removal macro- and microelements from extract with preserving lanthanoids was carried out in the process of de-acidification with sodium hydroxide solution with subsequent extract clarification by centrifuging. Addition of 1% shungite extract into raw water is accompanied by the formation of organic suspension that is removed during filtration, sedimentation or centrifuging. At that the mineral composition of water does not essentially change. The mechanism of removing bacterial flora from water is conditioned by the physical and chemical interaction of high-reactive cations of lanthanoids (+3 valence) with bacterial cells initiating their complexing. The phenomenon of selective coagulation of bacterial cells is caused by the reaction of lanthanoid cations complexing with nucleic acids of microorganisms. It is expected that the reaction of nucleic acid with metal is performed by phosphate groups.

Key words

, , , , ,

 

№9|2017

BEST AVAILABLE TECHNIQUES

bbk 000000

UDC 628.3

Smirnov Aleksandr Vladimirovich

Advanced engineering and experience of BAT implementation

Summary

The use of the Information-Technical Guidebook on the best available techniques «Wastewater treatment in public wastewater disposal systems of communities, urban districts» (ITS 10-2015) provides for only a general idea of the catalogue of technologies that have to be applied in order to ensure high efficiency of wastewater treatment. The choice and substantiation of a particular technology are carried out on the basis of the operation experience and comprehensive project engineering. Case studies of using «MY Technologies» that are ready-made technical solutions of mechanical («MY MET») and biological («MY BIO») wastewater treatment for the wastewater treatment facilities in Sochi, Vologda, Kolomna are presented.

Key words

, , , , , , , ,

 

№9|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33:622.692.5

Sakulin A. S.

Comprehensive process solutions for oily wastewater treatment

Summary

The demand for a comprehensive solution of the problems of construction and upgrade of the local wastewater treatment facilities necessitates the need in manufacturing equipment sets that provide for the complete oily wastewater treatment cycle. Based on the experience in this field a most efficient economically feasible technology of industrial wastewater treatment – dissolved-air chemical flotation with subsequent filtration in different filter types is proposed. «Ecoservice» Company has developed modular treatment facilities placed in container units or demountable buildings. These are ECO-LS units (for storm water treatment), ECO-AM (for car wash sites) etc. For the enterprises of «Russian Railways» ECO-NS unit was developed that had a compliance certificate and an expert report of Rospotrebnadzor. In this unit the comprehensive approach to the treatment technology – chemical dissolved air flotation, mechanical filtration and sorption was implemented. The versatility of this scheme is in the use of different flotation units depending on the wastewater pollution level. Besides, the use of different filter media provides for eliminating specific pollutants – ammonium, phenols, heavy metals. The complex unit is designed for wastewater treatment to the standard of effluent discharge into fishery water bodies. Despite the fact that the given complex unit has been developed for «Russian Railways» enterprises it can be used in other industries to remove oil products from wastewater.

Key words

, , , , , ,

 

№9|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.35:66.081.63

Kalachev D. A.

New age of membrane technologies: HUBER VRM unit

Summary

The information on the developments of HUBER Company in the field of wastewater and sludge treatment with the use of advanced technologies is presented. The company experts have been developing various system options: from mechanical treatment to hi-tech membrane biological reactors. The use of membrane bioreactor provides for reducing the volume of aeration tanks, since it ensures operating biological treatment stage with activated sludge concentration up to 8 g/l (or to 12 g/l in the MBR filtration chamber); abandoning secondary settling tanks, tertiary treatment and disinfection stages (if needed) resulting in the reclamation of additional space. Beside strict requirements to the efficiency of treatment it is important to note the reduction of operation expenditures, for energy in particular. HUBER Company has developed a reliable and energy efficient solution – HUBER VRM membrane unit. The basic innovative solution in the designed membrane filtration unit is a unique AirBoost system.

Key words

, , , ,

 

№9|2017

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.212.2/.316

Vatin N. I., PANKOVA G. A., Leonov L. V., Probirsky M. D., Rublevskaya O. N., Chechevichkin A. V., Iakunin L. A.

Test operation of FOPS® filter with natural zeolite
for infiltrate polluted surface runoff treatment

Summary

Infiltration effluent often causes heavy pollution of surface runoff with heavy metal ions. The purpose of the present work was testing the operation in-situ of a cartridge filter with natural zeolite for surface runoff treatment polluted with heavy metals from infiltrate. The results of studying the level of pollution of storm runoff from industrial site are presented. As part of the study the following challenges were addressed: study of formation of surface runoff heavily polluted with infiltrate at the site and treatment options; implementation of sorption-filtration technology in a real project with the use of filters for surface runoff treatment (FOPS®) installed in sewer manholes; evaluation of the possible removal of heavy metal ions from real runoff with natural zeolite-clinoptololite. Possible purification of the studied runoff with the use of FOPS®-TS filter with natural zeolite was substantiated. It was shown that ultra high concentrations of aluminium, zinc and copper are formed in infiltrate entering the drainage system on site. Using FOPS®-TS filter provided for the high efficiency of aluminium, zinc, copper and iron removal during the test period (April – October).

Key words

, , ,

 

№9|2017

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

УДК

Потенциал моря для отопления и охлаждения зданий

Аннотация

Разработка новых, экологически приемлемых технологий для отопления и охлаждения жилых и коммерческих помещений является одной из ключевых задач для многих энергетических компаний по всему миру. Использование энергии солнца, морских приливов и течений, ветра и тепла, а также получаемой из недр земли в той или иной степени доказало свою практическую пользу, эффективность и рентабельность.


 

№9|2017

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.144:532.542

Prodous O. A., Vasil'eva M. A.

Simplified form of the normative dependence for hydraulic calculation  of pipelines made of polymer materials (to be discussed)

Summary

Hydraulic calculation of pipelines (pipes) made of polymeric materials is regulated by the acting regulatory documents (SP 40-102-2000). In the aggregate a method (sequence) of hydraulic calculation of pipelines made of polymeric materials with the use of a simplified form of the normative dependence for determining hydraulic resistance coefficient  is proposed. The calculation method is of practical interest because it is confined to the determination of three values included into the normative calculation dependence for the subsequent determination of head losses along the pipeline length. The hydraulic calculation method includes new parameters: hydraulic potential of a pipeline, effective fluid flow rate, effective roughness of the inside pipe surface, effective pipe diameter. These parameters and the Calculation Method have been included into the 3rd edition of the complemented material of Reference book «Tables for hydraulic calculation of pressure polyethylene pipes» (2017). The simplified form of the normative dependence and the method of making hydraulic calculations of pipelines made of polymeric materials can be considered to be included into the revised version of SP 40102-2000.

Key words

, , , ,

 
<< Start < Prev 1 2 Next > End >>
Page 1 of 2

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

09 2017

Номер 9 / 2017

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№9|2017

ЗАКОНЫ, СТАНДАРТЫ, НОРМАТИВЫ

bbk 000000

УДК 628.21:504.06

Драчиков С. А., Иванов Мих. Вал., Воробьев В. С., Митькова Э. Э.

Оценка согласованности природоохранных нормативов

Аннотация

Проведена оценка действующих природоохранных документов – федеральных законов, постановлений правительства РФ, методик, нормативов в области охраны окружающей среды – с точки зрения их согласованности. Выявлены разночтения в наименованиях и обозначениях одних и тех же загрязняющих веществ в различных нормативных документах. Установлено, что в нормативах предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения и химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового (рекреационного) водопользования отсутствуют синтетические поверхностно-активные вещества, контролируемые природоохранными органами. Внесено предложение по устранению выявленных несоответствий. Для этого целесообразно разработать и принять документ, уточняющий, каким образом следует проводить расчет НДС, определить последующую оплату за сбросы загрязняю­щих веществ в водные объекты по основным показателям, характерным для хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод, и создать полный, единый для всех природопользователей перечень контролируемых загрязняющих веществ. Кроме того, необходимо выпустить Приложение к Постановлению правительства РФ № 913, в котором привести методики единообразного проведения анализов по всем контролируемым загрязняющим веществам или дать ссылки на существующие методики.

Ключевые слова

, , , ,

 

№9|2017

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bbk 000000

УДК 581.526.325

Бабаев А. В., Замана Г. Т., Пуклаков В. В.

Модельный прогноз характеристик качества воды  в Можайском водохранилище в условиях аномальной жары

Аннотация

Вопросы качества воды в водохранилищах питьевого назначения имеют первостепенное значение. Интенсивное развитие фитопланктона в них – одна из самых распространенных проблем водоснабжения. Поэтому поиск инструментов, позволяющих с высокой степенью достоверности спрогнозировать процессы формирования качества воды в водохранилищах в различных гидрометеорологических условиях летнего периода, представляется особенно важной задачей. Анализируются результаты модельного прогноза режима основных характеристик качества воды в условиях аномальной жары и диагностического расчета экологического режима Можайского водохранилища в 2014 г., выполненного по гидрологической модели водохранилищ ГМВ-МГУ и верифицированного данными натурных наблюдений. Верификация показала хорошее воспроизведение моделью режима характеристик качества воды Можайского водохранилища. Сравнение результатов модельного прогноза, диагностического расчета и данных натурных наблюдений показало, что спрогнозированный режим водохранилища для условий его минимальной зимней сработки, маловодного весеннего половодья и аномально жаркого лета хорошо согласуется с реальным режимом в 2014 г., когда наблюдались аналогичные гидрометеорологические условия. Модель ГМВ-МГУ может использоваться для прогнозных и диагностических расчетов режима характеристик качества воды водохранилищ питьевого назначения при разработке мероприятий оперативного и долгосрочного управления работой гидроузлов и водозаборов.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№9|2017

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.166

Пономарев А. П., Подолец А. А., Макина О. А.

Использование водного экстракта минерала шунгита  для удаления из воды бактериальной микрофлоры

Аннотация

Безопасная и качественная питьевая вода является важнейшим фактором, влияющим на здоровье людей, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни. Цель настоящей работы заключалась в модельной разработке способа удаления бактериальной микрофлоры из воды с использованием уникального природного минерала – шунгита. Принципиальная особенность применения этого минерала для очистки воды в том, что щебень шунгита использовался для получения водного экстракта минералов, а не в качестве загрузочного материа­ла. При добавлении очищенного и концентрированного экстракта шунгита в водопроводную или другую воду был установлен эффект активного комплексообразования ее органической составляющей. Процесс экстрагирования минералов из щебня шунгита наиболее эффективно проводить в кислой водной среде с рН 2–2,5, при этом в воду переходят макро- и микроэлементы и редкоземельные ультрамикроэлементы – лантаноиды. Для концентриро­вания экстрагированных минералов воду выпаривали путем обычного кипячения до 1/10 от исходного объема с рН 2–2,5. Очистку экстракта от макро- и микроэлементов при сохранении лантаноидов осуществляли в реакции нейтрализации кислотности раствором гидроокиси натрия с последующим осветлением экстракта центрифугированием. Добавление в исходную воду 1% экстракта шунгита сопровождается образованием органической взвеси, которая удаляется фильтрованием, осаждением или центрифугированием. Минеральный состав воды при этом существенно не меняется. Механизм удаления из воды бактериальной микрофлоры обусловлен физико-химическим взаимодействием высокоактивных катионов лантаноидов (валентность +3) с бактериальными клетками, вызывающими их комплексообразование. Феномен избирательной коагуляции бактериальных клеток обусловлен реакцией комп­лексообразования катионов лантаноидов с нуклеиновыми кислотами микроорганизмов. Предполагается, что реакция нуклеиновой кислоты с металлом осуществляется посредством фосфатных групп.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№9|2017

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

bbk 000000

УДК 628.3

Смирнов Александр Владимирович

Современный инжиниринг и опыт реализации НДТ

Аннотация

Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» (ИТС 10-2015) дает лишь общее представление о перечне технологий, которые необходимо использовать для достижения высокой эффективности очистки сточных вод. Конкретный выбор технологии и его обоснование осуществляется на основе опыта эксплуатации и комплексного инжиниринга проекта. Приводятся практические примеры применения технологий «MY Technologies», которые являются готовыми техническими решениями для механической очистки сточных вод («MY MET») и биологической очистки («MY BIO») на очистных сооружениях городов Сочи, Вологды, Коломны.

Ключевые слова

, , , , , , , ,

 

№9|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.33:622.692.5

Сакулин А. С.

Комплексные технологические решения очистки
нефтесодержащих стоков

Аннотация

Потребность в комплексном решении вопросов реконструкции и строительства локальных очистных сооружений диктует необходимость выпуска комплектов оборудования, позволяющих производить полный цикл очистки неф­тесодержащих сточных вод. На основании опыта работы в данной сфере предложена наиболее эффективная и экономически целесообразная технология очистки сточных вод промышленных предприятий – напорная реагентная флотация с последующей фильтрацией на фильтрах различных типов. Компания «Экосервис» разработала модульные очистные сооружения, размещаемые в блоках-контейнерах или в сборно-разборных зданиях. Это комплексы ЭКО-ЛС (для очистки ливневых стоков), ЭКО-АМ (для автомоек) и др. Для предприятий ОАО «Российские железные дороги» разработан комплекс ЭКО-НС, имеющий сертификат соответствия и экспертное заключение Роспотребнадзора. В нем реализован комплексный подход к технологии очистки – осуществляется реагентная напорная флотация, механическая фильтрация и сорбция. Универсальность схемы заключается в том, что в зависимости от степени загрязненности стоков применяются различные флотаторы. Кроме того, применение разных загрузок на фильтрах позволяет удалять нетипичные загрязнения – аммоний, фенолы, тяжелые металлы. Комплекс предназначен для очистки стоков до норм сброса в водоемы рыбохозяйственного значения. Несмотря на то что данный комплекс разработан для предприятий РЖД, его можно применять и в других отраслях промышленности, где необходима очистка стоков от нефтепродуктов.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№9|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.35:66.081.63

Калачев Д. А.

Новый век мембранных технологий:  установка HUBER VRM

Аннотация

Приведены сведения о разработках компании HUBER в области очистки сточных вод и обработки осадков с использованием современных технологий. Специалисты компании разрабатывают различные варианты систем: от механической очистки до высокотехнологичных мембранных биологических реакторов. Использование мембранного биологического реактора позволяет снизить объем аэротенков, поскольку он обеспечивает работу биологической ступени очистки с концентрацией активного ила до 8 г/л (или до 12 г/л в фильтрационной камере МБР), отказаться от вторичных отстойников, стадий доочистки и обеззараживания (при необходимости), что приводит к освобождению дополнительных площадей. Кроме высоких требований к эффективности очистки, немаловажным фактором является снижение эксплуатационных затрат, в частности на электроэнергию. Компания HUBER разработала надежное и энергоэффективное решение – мембранную установку HUBER VRM. Основным инновационным решением в разработанной установке мембранной фильтрации является уникальная система AirBoost.

Ключевые слова

, , , ,

 

№9|2017

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.212.2/.316

Ватин Н. И., Панкова Г. А., Леонов Л. В., Пробирский М. Д., Рублевская О. Н., Чечевичкин А. В., Якунин Л. А.

Тестовая эксплуатация фильтра ФОПС®  с природным цеолитом для очистки  загрязненного инфильтратом поверхностного стока

Аннотация

Инфильтрационный сток часто является причиной сильного загрязнения поверхностных сточных вод ионами тяжелых металлов. Целью работы была тестовая эксплуатация в реальных условиях фильтра патронного типа с природным цеолитом для очистки поверхностного стока, загрязненного тяжелыми металлами из инфильтрата. Представлены результаты исследования загрязненности дождевого стока с промышленной территории. В ходе исследований решались следующие задачи: изучение причин формирования сильно загрязненного инфильтратом стока на объекте и возможности его очистки; реализация сорбционно-фильт­рационной технологии на реальном объекте с применением фильтров очистки поверхностного стока (ФОПС®), расположенных в канализационных колодцах; оценка возможности удаления из реального стока ионов тяжелых металлов природным цеолитом – клиноптилолитом. Обоснована возможность очистки исследуемого стока при помощи фильтра ФОПС®-Ц с природным цеолитом. Показано, что в инфильтрате, поступающем в ливневую канализационную сеть объекта, образуются сверхвысокие концентрации алюминия, цинка и меди. При использовании фильтра ФОПС®-Ц была достигнута высокая эффективность очистки по алюминию, цинку, меди и железу в течение периода испытаний (апрель – октябрь).

Ключевые слова

, , ,

 

№9|2017

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

УДК

Потенциал моря для отопления и охлаждения зданий

Аннотация

Разработка новых, экологически приемлемых технологий для отопления и охлаждения жилых и коммерческих помещений является одной из ключевых задач для многих энергетических компаний по всему миру. Использование энергии солнца, морских приливов и течений, ветра и тепла, а также получаемой из недр земли в той или иной степени доказало свою практическую пользу, эффективность и рентабельность.


 

№9|2017

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.144:532.542

Продоус О. А., Васильева М. А.

Упрощенный вид нормативной зависимости  для гидравлического расчета трубопроводов  из полимерных материалов (в порядке обсуждения)

Аннотация

Проведение гидравлического расчета трубопроводов (отдельных труб) из полимерных материалов регламентировано действующими нормативными документами (СП 40-102-2000). Предложена в обобщенном виде методика (последовательность) гидравлического расчета трубопроводов из полимерных материалов с использованием упрощенного вида нормативной зависимости для определения коэффициента гидравлического сопротивления. Методика расчета представляет практический интерес, так как сводится к определению трех величин, входящих в нормативную расчетную зависимость для последующего определения величины потерь напора по длине трубопровода. Методика гид­равлического расчета включает новые параметры: гидравлический потенциал трубопровода, эффективную скорость потока жидкости, эффективную шероховатость внутренней поверхности труб, эффективный диаметр труб. Эти параметры и методика расчета включены в 3-е издание дополненных материалов Справочного пособия «Таблицы для гидравлического расчета труб напорных из полиэтилена» (2017 г.). Упрощенный вид нормативной зависимости и методика проведения гидравлических расчетов трубопроводов из полимерных материалов могут быть рекомендованы для включения в новую редакцию СП 40102-2000.

Ключевые слова

, , , ,

 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>
Страница 1 из 2

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

Banner konferentciia itog 200x100

VAK2

100х100 Aquatherm18

bajkal forum 100x100

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA