10 2017

Number 10 / 2017

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№10|2017

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 621.175.3:627.81

Ignatenko G. K., Kuz'min Vasilii Vasil'evich, Vinogradov A. Iu.

Microclimate in a heat sink of a nuclear power plant and its performance

Summary

The results of assessing the interaction of a heat sink at a nuclear power plant with the environment are presented. The impact of the microclimate changes on the performance of the heat sink is substantiated. Heat emissions into the environment from evaporation, convective and radiant heat fluxes as well as climatic indicators: temperature and pressure of saturated steams, wind speed (at the weather cock height), total cloud cover, aggregate values of average monthly and average annual precipitation, number of foggy days were considered as basic performance indicators. Routine observation series for 20 years (1990–2010) taken from the hydrometeorological survey technical reports at the Smolensk weather station located at the distance of 144 km from the Smolensk nuclear power plant as well at the Ekimovichi meteorological station (7 km from the Smolensk nuclear power plant) and at the meteorological station of the Smolensk nuclear power plant made the basis of the analyzed data base. The assessment of the performance indicators of the heat sink was carried out according to the nuclear power plant process design (RD 153-34.2-21.144-2003). For the given geotechnical facilities three options of the conditions determined by the meteorological data obtained at the meteorological stations of the Smolensk nuclear power plant, Ekimovichi and Smolensk were considered. The impact of the microclimate was determined by the difference in the heat loss parameters: heat release into the environment from evaporation and convective heat exchange. The analysis of the calculations of the seasonal thermal conditions of the heat sink showed their sensitivity to the microclimate changes and seasonal behavior; this fact shall be taken into consideration when undertaking commitments to increase the electric power generation.

Key words

, , , ,

 

№10|2017

WATER SOURCES QUALITY MONITORING

bbk 000000

UDC 556.551:504.5

Mediankina M. V., Sokolova S. A., Oganesova E. V., Trigub A. G., Dmitrieva E. S.

On the problem of establishing the standards of the water quality in fishery waters

Summary

Current problems of establishing pollution limits for fishery waters have been considered. The core objectives of regulating the quality of water bodies in the Russian Federation are highlighted. A detailed comparative description of sanitary-hygienic (MPCsan) and fishery waters (MPCfishery) water quality standards is presented; the similarities and differences in establishing the given standards are shown. In the process of developing fishery and sanitary-hygienic standards the following issues are considered: the threshold concentration (the lowest concentration that produces an adverse effect both on the quality of habitat of an organism and on the organism itself); the lowest no observed adverse effect concentration (the lowest concentration that does not affect the habitat and organism throughout the life). The experimental validation of MPCfishery is an overall system of comprehensive (toxicological, hydrochemical, organoleptic etc.) tests of the chemical agent using the representatives of all aquatic organisms groups (from bacteria to fish) including producers, consumers, decomposers and various life-forms of aquatic organisms (plankton, nekton, benthos). The MPC value of a pollutant is the lowest no observed adverse effect concentration for one of the trophic level links (plankton, nekton, benthos organisms, fish as well as hydrochemical and organoleptic water quality parameters can be limiting links). MPCssan ensure water quality safe for human life and activities, MPCsfishery are the only environmental requirements that ensure the conservation of ecosystems of fishery waters. The expediency, need and demand for establishing regional regulations in the light of the actual situation in certain water bodies has been considered separately.

Key words

, , , , ,

 

№10|2017

WATER INTAKES

bbk 000000

UDC 628.112.2

Tsymbalov A. A.

Overhaul period of water well rehabilitation

Summary

Annual construction of water wells, operation and maintenance of newly step-out wells built as back as in the Soviet era demands arranging up-to-date engineering service of these assets. Therefore, the development of advanced methods of well repair in Russia has been a critical task. Based on the regional experience it is shown that maintaining the well flow rate in the process of operation is provided by routine maintenance works. The main factor for repair and maintenance works is incrustation of the filtering well part that affects the safe yield and reduces the well flow rate. In order to maintain the design capacity a new source shall be developed or special repair works shall be carried out to restore the original capacity. The well recovery expenditures can make 25–30% of the cost of a new water intake construction. The right choice of the repair method and overhaul period determines the service time and life cycle of the well. On the basis of the regional practice the approaches to solving the well decolmatation problem are formulated. The overhaul period for the rehabilitation of colmatated wells are recommended.

Key words

, , , , ,

 

№10|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.35

SHVETSOV V. N.

On the criticism of the NII VODGEO method of designing
biological wastewater treatment facilities with nutrients removal

Summary

The analysis of the critical notes published in the article by Ph. D. (Engineering) D. A. Danilovich and Engineer A. N. Epov «Comparative analysis of the methods of designing biological wastewater treatment facilities with nitrogen removal» in which the opponents make the following statements: the NII VODGEO method is «manual» and simplified, cannot be considered as mathematical model; the specific nitrification rate parameter cannot be used in calculations; the effect of temperature and other factors are not taken into account; «simplified» equations of enzyme kinetics cannot be used for nitrification-denitrification processes because of the inadmissible distortions under the impact of factors that these equations do not take into account; sludge age is determined by the effluent quality regardless of the pollutant concentration in the incoming wastewater; in sludge growth calculations sludge age shall be used; the residual concentration of a substance (in effluent) does not depend on its initial concentration; aeration tank calculations shall be based on sludge age is presented. Based on the detailed analysis of the comments and statements of the opponents their inconsistency and lack of proof is shown. It is proved that not a single substantial fact damaging the NII VODGEO method has been mentioned in the article, and the conclusions made by the authors are unfounded and unsubstantiated. The conclusion is made that the availability of a reliable and approved national calculation method will provide for restricting the unsubstantiated use of inadequate, untested calculation methods; eliminating unjustified construction and upgrade overpricing, uncontrolled engaging of untested foreign inventions in the projects; reducing the level of corruption in this field; implementing correctly the developed best available technologies in domestic practice. It is noted that up to now the calculation method included in SNiP 2.04.03-85 has been the only opportunity for the experts to design and control the facilities for municipal and industrial wastewater biological treatment. Consequently, improving and updating a universal, scientifically grounded and field-proven domestic method of designing the facilities for municipal and industrial wastewater biological treatment with regard to the nutrients removal has been a crucial and pending task. The attention is called to the need of urgent restoration of the expert competency, the revival of the Russian scholarly traditions on the basis of the immense scientific and practical capacity established by our predecessors.

Key words

, , , , , ,

 

№10|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.54

Sazonov D. V.

Influence of the pump type on the parameters of the pneumatic-hydraulic aeration system in flotation apparatus

Summary

Flotation has been one of the efficient water treatment technologies. Flotation treatment is based on small gas bubbles generated by different methods, pneumatic-hydraulic, in particular. A case is considered of air feeding before the pump and subsequent water-air mixture passing through the aerator, and air being broken to small bubbles. Possible operation in the presence of air determines the choice of self-priming pumps (centrifugal and vortex). Experiments were carried out on determining two of the most important aeration parameters: bubbling rate and average size of generated air bubbles that determine the efficiency of water flotation treatment. Based on the data obtained it is shown that in most cases centrifugal pumps have the advantages: considerable part of the air entering the pumps is dispersed at the outlet of the aerator to 30–100 μm bubbles; whereas in case a vortex pump is used air bubbles of more than 200 μm size are generated which is ineffective for water flotation. It is stated that for some wastewater types the use of vortex self-priming pumps can be more reasonable.

Key words

, , , , ,

 

№10|2017

WASTEWATER SLUDGE TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.336.4

Smirnov Aleksandr Vladimirovich, Zinchenko D. B., Badulin R. V.

Typical engineering solutions of a wastewater sludge
mechanical dewatering plant

Summary

An illustration of a comprehensive typical solution is presented for the construction of a wastewater sludge mechanical dewatering plant based on filter press use for wastewater treatment facilities. Choosing the method of wastewater sludge treatment has been a complicated engineering task that demands special research and experiments at simulated or operating wastewater treatment facilities. Herewith the sludge dewatering properties, dewatering equipment type and cost, as well as the technology of the subsequent sludge handling with account of sludge utilization shall be taken into consideration and specified. The advantages of new construction compared to the upgrade of the existing buildings, networks, equipment are shown. Two of the typical projects are presented – with the use of two and three filter presses. The developed engineering solutions provide for the shortened timescales of project design and cost. The typical projects have been executed with the use of advanced 3D-designing tools that provide for the visualization of the building, equipment and utility systems already at the design stage of the future wastewater sludge mechanical dewatering plant.

Key words

, , , , ,

 

№10|2017

PRACTITIONER OPINION

bbk 000000

UDC 628.1/2:628.147.2

Kalmykov A. A.

Utilities network systems: operation experience and practical proposals on development

Summary

Water supply and wastewater disposal systems in the most of the big Russian cities for more than hundred years already have been providing for public water supply and wastewater disposal and treatment which are one of the most significant blessings of civilization. At present assessing the situation with the water supply safety and determining the vector of development with account of the gained experience including overcoming negative trends that reflect different processes in the branch have been tasks of primary importance. The attempt to summarize the experience of operating water distribution networks and evaluate the current state of the industrial relations and water and wastewater services maintenance forms as well as of the prospects for the development of network systems as part of the whole branch is presented. The apparentness of the pending problems and their structural analysis using the example of solving the applied problems of reducing network accidents show the need to formulate the concept of the branch development. Only the extensive discussion and engagement of all the stake holders – business, scientific community, managers of public utilities, regional and federal officials will provide for solving the problems in the branch that have become more acute lately and that have made the residents of the Russian regions suffer most notably.

Key words

, , ,

 

№10|2017

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

 

Погружные насосы «сухой» установки для бесперебойной работы КНС

Аннотация

Канализационные насосные станции строятся там, где транспортировка сточных вод самотеком невозможна или когда необходимо искусственное увеличение скорости потока, чтобы избежать уменьшения эффективного сечения трубопровода и заиливания.

 

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

10 2017

Номер 10 / 2017

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№10|2017

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 621.175.3:627.81

Игнатенко Г. К., Кузьмин Василий Васильевич, Виноградов А. Ю.

Микроклимат водоема-охладителя атомной электростанции и эффективность его работы

Аннотация

Представлены результаты оценки взаимодействия водоема-охладителя атомной электростанции с окружающей средой. Обосновано влияние изменений микроклимата на эффективность работы водоема-охладителя. В качестве основных показателей эффективности рассматривались тепловые потоки в окружающую среду за счет испарения, конвективного и лучистого теплообмена, а также климатические показатели: температура и влажность воздуха, скорость ветра (на высоте флюгера), общая облачность, суммарные значения среднемесячных и среднегодовых осадков, число дней с туманами. Основу анализируемой базы данных составили ряды регулярных наблюдений за 20 лет (1990–2010 годы), выбранные из технических отчетов по гидрометеорологическим наблюдениям на метеостанции Смоленск, расположенной в 144 км от Смоленской атомной электростанции, а также на метеопостах Екимовичи (7 км от САЭС) и Смоленская АЭС. Оценка показателей эффективности работы водоема-охладителя проводилась согласно методическим указаниям по технологическим расчетам АЭС (РД 153-34.2-21.144-2003). Для данного геотехнического объекта рассматривались три варианта условий, определяемые метеоданными постов САЭС, Екимовичи и Смоленск. Влияние мик­роклимата определяли по разности тепловых параметров потерь: сброса тепла в окружающую среду за счет испарения и конвективного теплообмена. Анализ результатов расчета сезонных тепловых режимов водоема-охладителя показал их чувствительность к изменению микроклимата и сезонным режимам, что следует учитывать при ежегодных обязательствах повышения выработки электроэнергии.

Ключевые слова

, , , ,

 

№10|2017

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВОДОИСТОЧНИКОВ

bbk 000000

УДК 556.551:504.5

Медянкина М. В., Соколова С. А., Оганесова Е. В., Тригуб А. Г., Дмитриева Ю. С.

О проблемах установления нормативов качества воды
водных объектов рыбохозяйственного значения

Аннотация

Проанализированы актуальные проблемы установления нормативов загрязняющих веществ для воды водных объектов рыбохозяйственного значения. Показаны основные цели нормирования качества водной среды в Российской Федерации. Дана подробная сравнительная характеристика санитарно-гигиенических (ПДКсан) и рыбохозяйственных (ПДКрх) нормативов, показаны сходства и различия в установлении данных нормативов. При разработке рыбохозяйственных и санитарно-гигиенических нормативов учитываются: пороговая концентрация (минимальная концентрация, оказывающая негативное воздействие как на качество среды обитания организма, так и на сам организм); минимальная недействующая концентрация (минимальная концентрация, не оказывающая воздействие на среду обитания и организм на протяжении всей жизни). Экспериментальное обоснование ПДКрх представляет собой целую систему комплексных (токсикологических, гидрохимических, органолептических и др.) испытаний химического вещества с использованием представителей всех групп гидробионтов (от бактерий до рыб), включая продуценты, консументы, редуценты, а также разные жизненные формы водных организмов (планктон, нектон, бентос). Значение ПДК загрязняющего вещества – минимальная недействующая концентрация для одного из звеньев трофического уровня (лимитирующим звеном могут оказаться организмы планктона, нектона, бентоса, рыбы, а также гидрохимические и органолептические показатели воды). ПДКсан обеспечивают качество воды, безопасное для жизнедеятельности человека, ПДКрх являются единственными природоохранными нормативами, обеспечивающими сохранение экосистем водных объектов рыбохозяйственного значения. Отдельно рассмотрен вопрос целесообразности, необходимости и востребованности установления региональных нормативов, учитывающих реальную сложившуюся ситуацию в конкретных водных объектах.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№10|2017

ВОДОЗАБОРЫ

bbk 000000

УДК 628.112.2

Цымбалов А. А.

Межремонтный период регенерации водозаборных скважин

Аннотация

Ежегодное строительство новых водозаборных скважин, эксплуатация вновь пробуренных и поддержание нормального состояния скважин, построенных еще в период СССР, требуют организации технического обслуживания этого фонда на современном уровне. Поэтому разработка новых методов ремонта скважин в России является актуальной задачей. На основе регионального опыта показано, что поддержание дебита скважины в процессе эксплуатации возможно на основе плановых ремонтных работ. Основным фактором для проведения ремонтно-восстановительных работ является кольматация фильтровой части скважины, которая нарушает водообеспеченность и снижает ее дебит. Для поддержания проектной производительности следует либо создать новый источник, либо выполнять специальные ремонтно-технологические операции по восстановлению прежней работоспособности. Затраты на восстановление скважины составляют 25–30% от стоимости организации нового водозабора. Правильный выбор метода ремонта и межремонтного периода ремонтно-восстановительных работ влияет на долговечность и жизненный цикл скважины. Исходя из региональной практики сформулированы подходы к решению проблемы декольматации. Рекомендованы межремонтные сроки для методов регенерации закольматированных скважин.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№10|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.35

ШВЕЦОВ В. Н.

О критике методики НИИ ВОДГЕО по расчету сооружений биологической очистки сточных вод с удалением биогенных элементов

Аннотация

Приведен анализ критических замечаний, опубликованных в статье кандидата технических наук Д. А. Даниловича и инженера А. Н. Эпова «Сравнительный анализ методик расчета сооружений биологической очистки сточных вод с удалением азота», где оппоненты утверждают следуюшее: методика НИИ ВОДГЕО является «ручной» и упрощенной, не относится к математическим моделям; параметр удельная скорость нитрификации неприменим для расчетов; отсутствует учет влияния температуры и других факторов; «упрощенные» уравнения ферментативной кинетики неприменимы к процессам нитри-денитрификации ввиду недопустимых искажений, вызванных влиянием факторов, которые эти уравнения не учитывают; возраст ила определяет качество очищенной воды независимо от содержания загрязнений в поступающей сточной воде; при расчете прироста ила необходимо использовать возраст ила; остаточная концентрация вещества (в очищенной воде) не зависит от его исходной концентрации; расчет аэротенков необходимо проводить на основе возраста ила. На основе детального анализа тезисов и утверждений оппонентов показана их ошибочность и бездоказательность. Доказано, что ни одного существенного факта, порочащего методику НИИ ВОДГЕО, в статье не приведено, а выводы авторов не обоснованы и надуманы. Сделано заключение, что наличие надежного и проверенного национального метода расчета обеспечит контроль за необоснованным использованием неадекватных, непроверенных методов рас­чета, исключит неоправданное завышение стоимости строи­тельства и реконструкции, бесконтрольное привлечение непроверенных иностранных разработок в проекты, снизит уровень коррупции в этой области, позволит грамотно реализовать разрабатываемые наилучшие доступные технологии в оте­чественную практику. Отмечается, что сих пор метод расчета, заложенный в СНиП 2.04.03-85, является единственной возможностью для специалистов рассчитывать и контролировать сооружения биологической очистки городских и производственных сточных вод. Поэтому совершенствование и актуализация универсального, научно обоснованного и проверенного на практике отечественного метода расчета сооружений биологической очистки городских и производственных сточных вод в части удаления биогенных элементов является актуальной и неотложной задачей. Обращено внимание на необходимость срочного восстановления компетенций специалистов, возрождения российской научной школы на основе огромного научного и практического задела, созданного нашими предшественниками.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№10|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.54

Сазонов Д. В.

Влияние типа насоса на параметры пневмогидравлической системы аэрации во флотационных аппаратах

Аннотация

Одним из эффективных способов очистки воды являет­ся флотация. Основа флотационной очистки – мелкие пузырьки газа, которые создаются разными способами, в частности пневмогидравлическим. Рассмотрен случай, когда воздух подается перед насосом и далее водовоздушная смесь проходит через аэратор, а воздух дробится на мелкие пузырьки. Возможность работы в присутствии воздуха определяет выбор самовсасывающих насосов (центробежных и вихревых). Проведены эксперименты по определению двух важнейших параметров аэрации: скорости барботирования и среднего размера генерируемых пузырьков воздуха, определяющих эффективность флотационной очистки воды. На основе полученных данных показано, что в большинстве случаев преимущество имеют центробежные насосы: значительная часть воздуха, поступившая в них, диспергируется на выходе из аэратора до пузырьков диаметром 30–100 мкм, а в случае использования вихревого насоса в основном выделяются пузырьки воздуха размером свыше 200 мкм, что малоэффективно для флотационной очистки воды. Указано, что для некоторых сточных вод рациональным может быть применение вихревых самовсасывающих насосов.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№10|2017

ОБРАБОТКА ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.336.4

Смирнов Александр Владимирович, Зинченко Д. Б., Бадулин Р. В.

Типовые технические решения для цеха механического обезвоживания осадков сточных вод

Аннотация

Представлен пример комплексного типового решения строительства цеха механического обезвоживания осадков сточных вод на базе фильтр-прессов для очистных сооружений канализации. Выбор метода обработки осадка сточных вод является сложной инженерной задачей, требующей проведения соответствующих изысканий и опытов на моделируемых или действующих очистных сооружениях. При этом необходимо учитывать и определять водоотдающие свойства осадков, вид обезвоживающего оборудования, его стоимость и технологию последующей обработки с учетом условий утилизации обработанных осадков. Показаны преимущества нового строительства в сравнении с реконструкцией существующих зданий, сетей, оборудования. Представлены два типовых проекта – с использованием двух и трех фильтр-прессов. Разработанные технические решения сокращают сроки проектирования и его стоимость. Типовые проекты выполнены с помощью современных средств 3D-проектирования, что даже на этапе проекта позволяет визуализировать здание, оборудование и коммуникации будущего цеха механического обезвоживания осадков сточных вод.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№10|2017

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА-ПРАКТИКА

bbk 000000

УДК 628.1/2:628.147.2

Калмыков А. А.

Сетевое хозяйство коммунального комплекса: опыт эксплуатации и практические предложения по развитию

Аннотация

Системы водоснабжения и водоотведения большинства крупных городов России уже более ста лет обеспечивают доставку воды в дома и осуществляют централизованный отвод и очистку стоков, что является одним из самых значимых благ цивилизации. В настоящее время важно оценить ситуацию с надежностью водоснабжения с учетом накопленного опыта, в том числе по преодолению негативных тенденций, отражающих различные процессы, происходившие в отрасли, и определить вектор ее развития. Представлена попытка обобщения опыта эксплуатации водопроводных сетей и оценки нынешнего состояния производственных отношений и форм ведения водопроводно-канализационного хозяйства, а также перспектив развития сетевого хозяйства как части всей отрасли. Очевидность назревших проблем и их структурный анализ на примере решения прикладных задач по снижению аварийности на сетях показывают необходимость формирования концепции развития отрасли. Только широкое обсуждение и вовлечение всех заинтересованных сторон – бизнеса, научного сообщества, руководителей коммунальных предприятий, региональных и федеральных чиновников – позволит решить те проблемы в отрасли, которые особенно обострились в последнее время, и от которых страдают в первую очередь жители регионов России.

Ключевые слова

, , ,

 

№10|2017

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

 

Погружные насосы «сухой» установки для бесперебойной работы КНС

Аннотация

Канализационные насосные станции строятся там, где транспортировка сточных вод самотеком невозможна или когда необходимо искусственное увеличение скорости потока, чтобы избежать уменьшения эффективного сечения трубопровода и заиливания.

 

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

VAK2

100х100 Aquatherm18

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA