11 2017

Number 11 / 2017

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№11|2017

WATER AND WASTEWATER COMPANIES (VODOKANALS) IN RUSSIA

 

bbk 000000

 

Semin M. M.

The Centenary Year of Podolsk Vodokanal


 

№11|2017

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

 

Pykhtin S. V.

Vodokanal of Irkutsk: yesterday, today, tomorrow


 

№11|2017

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.1.033

Chupin V. R.

The current state and problems of the public water supply system of the city of Irkutsk and Irkutsk Area

Summary

Supplying the population with high quality drinking water has been a high-priority task of the urban land development. Lake Baikal and the Angara River, its effluent, supply most of the Irkutsk Area population with drinking water. The pure drinkable water of Baikal that the Angara is carrying is as such only upstream of Irkutsk. Onwards it turns into the holding pond of industrial and domestic wastewater. Downstream Irkutsk the Angara water cannot be used for drinking water supply without organics, heavy metals and oil products removal. Using the example of establi­shing the public water supply system of the Irkutsk Area the aspects of supplying water from the open surface water sources were studied. It is shown that the water use under the conditions of the regulated surface water sources with significant water level fluctuations demands constructing combined water intakes of special design – shore, channel, infiltration and pontoon. The sources with low-mineralized water shall be used in combination with mineralized underground water. The need of developing group water supply systems with the use of protected underground water sources or large-scale surface fresh water sources is shown.

Key words

, , , , ,

 

№11|2017

DESIGNING WATER AND WASTEWATER SYSTEMS

 

bbk 000000

UDC 65.012.45:628.1/.2

Chupin V. R., Chupin R. V., Alekseev A. V., Novitskii N. N.

Prospective development scheme of the water supply
and wastewater disposal systems in the city of Irkutsk
and Irkutsk Area

Summary

According to the national legislation all the communities in Russia shall have prospective development schemes of the water supply and wastewater disposal systems. In the process of developing the schemes the electronic models and software for the assessment of the options of the development and decision making related to their implementation shall be used. Using the example of developing the scheme of the water supply and wastewater disposal systems in the city of Irkutsk and Irkutsk Area the efficiency of using «ANGARA» information computer complex that have been used for several years in the operating activities of Irkutsk «Vodokanal» MUE is shown. The main tool used in the scheme development was the electronic model of the pipeline system – the data base and software complex. The data bases contain the information on the site plans, schemes and parameters of the network elements and structures required for hydraulic calculations. The use of this complex provided for developing within fairly short time a radically new scheme of the water supply and wastewater disposal systems of the city of Irkutsk and Irkutsk Area for the period until 2025. The scheme provides for connecting 28 communities of the Irkutsk Area to the public water supply and wastewater disposal systems of Irkutsk.

Key words

, , , ,

 

№11|2017

DESIGNING WATER
AND WASTEWATER SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.218

Chupin R. V., Primin O. G.

Substantiation of the wastewater disposal system parameters
in the context of projected water consumption and wastewater discharge uncertainty

Summary

Lately in Russian cities the reduction of the total and per capita water consumption has been observed. However the active «Water supply. Outdoor networks and structures. Revised edition of SNiP 2.04.02-84» SP 31.13330.2012 design and construction specifications do not take into account this fact and, consequently, the presented values of the specific water consumption do not keep to the current level of plumbing and water consumption patterns that cannot be uniform for all the cities and communities in Russia. The use of regulatory values of rated loadings set in these design and construction specifications in designing water and wastewater systems can result in project cost increase and significant operation expenses. Accordingly they have to be corrected with account of the assessment and prediction of the actual specific consumption values in separate cities and communities. This in return requires relevant studies and update of the specific water consumption regulatory values for designing and updating the developing water supply and wastewater disposal systems. The method of substantiating the parameters of the sewers under design in the context of projected water consumption and wastewater discharge uncertainty is described. The method based on the fuzzy sets theory and methodology of decision making in the context of the baseline information uncertainty provides for handling alternative values of water consumption and making decisions on the ground of the minimum investment risks.

Key words

, , , , ,

 

№11|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.166.085

Kostyuchenko S. V., SMIRNOV A. D., Tolstoi M. Iu.

Domestic technologies and equipment for chemical free treatment of water and wastewater of the Siberian cities and industries

Summary

The chemicals used in liquid and gaseous media treatment and purification either stay intact in the processed environment or disinteg­rate and react with the processed environment or admixtures in it and form numerous secondary and often toxic products. In this context chemical free methods of media purification aiming at their environmental safety are of most interest. Chemical free methods of treatment do not result in the formation of such a big amount of secondary products; whereas the efficiency of their use is often higher because they less depend on the type and structure of the targeted substance or admixture as well as on the conditions of use. Ultraviolet irradiation has been the most efficient and widely used method of chemical free disinfection of effluents both in Russia and abroad. The capital expenses for UV-disinfection are significantly reduced since there is no need in constructing contact tanks for chlorination and dechlorination; in addition the absence of chemical consumption eliminates the need in constructing a chemical plant and installing dosing systems. Using the example of the Siberian Region the advantages of using UV-irradiation in wastewater treatment is described.

Key words

, , , , , ,

 

№11|2017

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.35

Obuzdin S. Iu., Gubin D. I.

Reconstruction of the right-bank wastewater treatment facilities
of Irkutsk

Summary

Practically in all Russian cities the deterioration of the water and wastewater networks and facilities averages about 70%. Many of the facilities have been not only worn but also outmoded and do not meet the current technical and environmental requirements. The right-bank and left-bank wastewater treatment facilities of Irkutsk for many years have been overloaded: at the design capacity of 300 thousand m3/day the actual incoming wastewater flow has been 360 thousand m3/day. Lately, due to the significant reduction of the specific water consumption the incoming wastewater flow has reached 295 thousand m3/day. However the composition of the wastewater in relation to many parameters changed significantly; whereas the treatment efficiency lowered. As a result of the long time operation without heavy overhaul under the conditions of the corrosive wastewater a great number of reinforced concrete storage tanks, pipelines and equipment have been in poor state and need dismantling, repair, replacement and upgrade. In order to improve the efficiency of wastewater treatment the following basic process stages have been proposed: primary mechanical treatment; grit removal; biological treatment with nitrogen removal in the processes of nitrification-denitrification; chemical phosphorus removal by sedimentation method; enhanced treatment (organics and ammonia nitrogen removal) in a moving-bed bioreactor; suspended substances removal by enhanced tertiary treatment in sand filters; UV-disinfection. Upon complete reconstruction the required wastewater treatment level will meet the sanitary standards of the effluent quality to be discharged into water bodies.

Key words

, , ,

 

№11|2017

AUTOMATED AND INFORMATION MANAGEMENT SYSTEMS

bbk 000000

UDC 65.012.45:628.1/.2

Obuzdin S. Iu., Alekseev A. V., Novitskii N. N.

The concept of enterprise consolidated information area
and its approbation in «Vodokanal» MUE of Irkutsk

Summary

A brief description of approaches to IT development of the operators of public utilities pipelines is presented. The main task of developing intelligent pipeline systems is the harmonization of the requirements and capabilities of all the parties to the processes of receiving and conveying the operating medium, delivering and using the services. Herewith a consumer is assigned the part of an active full-fledged stakeholder who can influence the scope of services, their quality and price. The key objective of improving the degree of intellectuality of pipeline systems is ensuring the high level of their technologic controllability. The necessary condition of achieving the set goal is the availability of the consolidated information area as a cornerstone factor. The basic provisions of the concept of the enterprise consolidated information area are presented and the experience of its approbation in «Vodokanal» MUE of Irkutsk is described. Compared to the typical approach to the development of the management information system («top-down») that assumes data centralization within the frames of the unified information system, a flexible approach is proposed that is based on the data resource integration («bottom-up»). Herewith the information support of the decision-making processes related to the operation control is put a premium on. The acceptance of this concept by water and wastewater providers will lay the groundwork for establishing the intersystem and intraurban co-operation, integration with external structures and services (municipal administration, supervisory authorities, online resources for customer relations etc.), provide for improving the general level of controllability and concurrence of the decisions made which will result in the improvement of the efficiency and service quality.

Key words

, , , ,

 

№11|2017

AUTOMATED AND INFORMATION
MANAGEMENT SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.1/.2:65.012.45

Obuzdin S. Iu., Alekseev A. V., Novitskii N. N.

Automation of the operation modes and centralized control
of the water supply systems at «Vodokanal» MUE of Irkutsk
on the basis of electronic models

Summary

The principles of adopting technologic solutions of the control of the public utilities development and functioning under the conditions of their territorial, structural and timed disunity at the water supply and wastewater disposal enterprises are considered. A possible way of solving these problems based on the use of end-to-end simulation and designing the enterprise consolidated information area with the help of «ANGARA» Information Computer Environment is proposed. The brief description and main functions of «ANGARA» are presented. «ANGARA» ICE was designed at the laboratory of pipeline and hydraulic systems of Melentiev Energy Systems Institute for the automation of the processes of developing, supporting and using electronic models of pipelines of arbitrary type and with different levels of complexity in solving application tasks of studying, designing and operating them. The information-computer complex possesses the essential set of graphical, information and analytical functions required for the development, correction and analysis of pipeline system schemes of different type. Using the example of automation of designing the operation modes and centralized control of the water supply systems at «Vodokanal» MUE of Irkutsk the possibility of using the obtained results in solving new tasks that involve dynamic models of load flow is considered.

Key words

, , , ,

 
<< Start < Prev 1 2 Next > End >>
Page 1 of 2

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

confer 2019 04 19 200х200

Yakovlev 2019 200x100

WST19 200x300

Конференция итог

VAK2

11 2017

Номер 11 / 2017

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№11|2017

ВОДОКАНАЛЫ РОССИИ

bbk 000000

 

Семин М. М.

Подольскому Водоканалу – 100 лет

Аннотация

Есть в истории Водоканала г. Подольска одна важная веха – строительство первого общегородского водопровода. Строительство началось в 1915 г., а уже в середине 1917 г. вода подавалась в городскую водопроводную сеть.


 

№11|2017

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

 

Пыхтин С. В.

Водоканал г. Иркутска: вчера, сегодня, завтра

Аннотация

В настоящем номере журнала опубликованы статьи, подготовленные
специалистами, занимающимися вопросами проектирования, разработки
и внедрения технологий и оборудования в сфере водопроводно-канализационного хозяйства города Иркутска


 

№11|2017

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.1.033

Чупин В. Р.

Современное состояние и проблемы питьевого водоснабжения г. Иркутска и Иркутской области

Аннотация

Обеспечение населения качественной питьевой водой является самой важной задачей развития урбанизированных территорий. Озеро Байкал и вытекающая из него река Ангара снабжают питьевой водой большую часть населения Иркутской области. Ангара, несущая чистейшие воды Байкала, пригодные для питьевого водоснабжения, является таковой лишь до г. Иркутска. Далее она превращается в отстойник промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Пос­ле г. Иркутска воду р. Ангары уже нельзя использовать для питьевого водоснабжения без предварительной очистки от органики, тяжелых металлов и нефтепродуктов. На примере организации питьевого водоснабжения Иркутской области исследованы вопросы обеспечения водой из открытых поверхностных источников. Показано, что водопользование в условиях поверхностных зарегулированных источников водоснабжения со значительными колебаниями уровня воды требует особой организации водозаборов комбинированного типа – береговых, русловых, инфильтрационных и понтонных. Источники воды с малой минерализацией необходимо использовать в комбинации с минерализованными подземными водами. Показана необходимость развития системы группового водоснабжения с использованием защищенных подземных водоисточников либо крупных поверхностных источников пресной воды.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

 

bbk 000000

УДК 65.012.45:628.1/.2

Чупин В. Р., Чупин Р. В., Алексеев А. В., Новицкий Н. Н.

Перспективная схема развития систем водоснабжения
и водоотведения г. Иркутска и Иркутского района

Аннотация

Согласно федеральному законодательству, все населенные пункты в России должны иметь перспективные схемы развития систем водоснабжения и водоотведения. При разработке этих схем необходимо применять электронные модели и программные средства для оценки возможных вариантов развития и принятия решений по их реализации. На примере разработки схемы водоснабжения и водоотведения г. Иркутска и Иркутского района показана эффективность применения информационно-вычислительного комплекса «АНГАРА», который на протяжении нескольких лет используется в производственной деятельности МУП «Водоканал» г. Иркутска. Основным инструментом при разработке схемы являлась электронная модель трубопроводной системы – комплекс баз данных и программного обеспечения. Базы данных содержат информацию о плане местности, схемах и параметрах элементов сетей и сооружений, необходимых для проведения гидравлических расчетов. Использование такого комплекса позволило в достаточно короткие сроки разработать принципиально новую схему систем водоснабжения и водоотведения г. Иркутска и Иркутского района на перспективу до 2025 г. Схема предусматривает присоединение 28 населенных пунктов Иркутского района к системе централизованного водоснабжения и водоотведения г. Иркутска.

Ключевые слова

, , , ,

 

№11|2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ
ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.218

Чупин Р. В., Примин О. Г.

Обоснование параметров систем водоотведения
в условиях неопределенности перспективного потребления воды и сброса стоков

Аннотация

В последние годы в городах России отмечается снижение общего объема потребляемой воды и удельного водопотреб­ления в расчете на одного жителя. Однако в действующем СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» это явление не учтено и, следовательно, приведенные величины удельного водопотребления не отвечают современному уровню санитарно-технического оборудования зданий и режиму расходования воды, которые не могут быть одинаковыми для всех городов и населенных пунктов России. Использование при проектировании систем водоснабжения и водоотведения нормативных значений расчетных нагрузок, указанных в этом своде правил, может привести к существенному удорожанию проекта и к значительным эксплуатационным затратам. Поэтому необходима их корректировка с учетом оценки и прогноза фактических величин удельного водопотребления по отдельным городам и населенным пунктам. Это в свою очередь требует проведения соответствующих исследований и актуализации удельных нормативов водопотребления для проектирования и реконструкции развивающихся систем водоснабжения и водоотведения. Описывается методика обоснования параметров проектируемых коллекторов систем водоотведения в условиях неопределенности перспективных значений удельного водопотребления. Методика, основанная на тео­рии нечетких множеств и методологии принятия решений в условиях неопределенности исходной информации, поз­воляет оперировать вариантами значений удельного водопотребления и принимать решения на основе минимальных значений инвестиционных рисков.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.166.085

Костюченко С. В., Смирнов А. Д., Толстой М. Ю.

Отечественные технологии и оборудование для безреагентной обработки воды и стоков городов и предприятий Сибири

Аннотация

Реагенты, применяемые при обработке и очистке жидких и газовых сред, либо остаются в очищаемой среде в неизменном виде, либо распадаются, взаимодействуя с очищаемой средой или примесями в ней, и образуют множество вторичных, часто токсичных продуктов. В этой связи особый интерес представляют безреагентные методы очистки сред с целью достижения их экологической безопасности. Безреагентные методы воздействия не приводят к образованию столь большого количества вторичных продуктов, а эффект от их применения часто шире за счет меньшей зависимости от типа и структуры целевого вещества или примеси, а также условий использования. Ультрафиолетовое облучение является наиболее эффективным и широко применяемым методом безреагентного обеззараживания очищенных сточных вод как в России, так и за рубежом. Капитальные затраты при использовании УФ-обеззараживания значительно уменьшаются, так как нет необходимости возведения контактных резервуаров для хлорирования и дехлорирования, а отсутствие потребления каких-либо реагентов исключает строительство реагентного хозяйства и установки дозирующих систем. На примере Сибирского региона рассказано о преимуществах применения УФ-облучения при обработке сточных вод.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№11|2017

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.35

Обуздин С. Ю., Губин Д. И.

Реконструкция правобережных канализационных очистных сооружений г. Иркутска

Аннотация

Практически во всех городах Российской Федерации износ сетей и сооружений систем водоснабжения и водоотведения в среднем близок к 70%. Многие сооружения не только имеют значительный физический износ, но и морально устарели и не соответствуют современным техническим и экологическим требованиям. Правобережные и левобережные канализационные очистные сооружения г. Иркутска на протяжении многих лет работали с перегрузкой: при расчетной производительности 300 тыс. м3/сут объем поступающих стоков составлял 360 тыс. м3/сут. В последние годы из-за значительного снижения удельного водопотреб­ления количество поступающих на очистные сооружения стоков достигло 295 тыс. м3/сут. Однако состав стоков по многим показателям существенно изменился, а эффективность очистки снизилась. В связи с длительным периодом эксплуатации без капитального ремонта в условиях агрессивных сточных вод большое количество емкостных железобетонных сооружений, коммуникаций и оборудования находятся в неудовлетворительном состоянии, поэтому нуждаются в демонтаже, ремонте, замене и реконструкции. Для повышения эффективности очистки стоков предлагается использовать следующие основные технологические стадии: грубая механическая очистка; удаление песка; биологическая очистка с удалением азота методом нитри-денитрификации; реагентное удаление фосфора методом осаждения; глубокая очистка (удаление органических загрязнений и аммонийного азота) в биореакторе с плавающей загрузкой; глубокая доочистка от взвешенных веществ на песчаных фильтрах; УФ-обеззараживание. Необходимая степень очистки сточных вод после полной реконструкции очистных сооружений будет соответствовать санитарным требованиям к условиям сброса их в водоем.

Ключевые слова

, , ,

 

№11|2017

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

bbk 000000

УДК 65.012.45:628.1/.2

Обуздин С. Ю., Алексеев А. В., Новицкий Н. Н.

Концепция единого информационного пространства
предприятия и ее апробация в МУП «Водоканал» г. Иркутска

Аннотация

Дана краткая характеристика подходов к информатизации предприятий, эксплуатирующих трубопроводные системы коммунального назначения. Основная цель создания «интеллектуальных» трубопроводных систем – гармонизация требований и возможностей всех сторон, участвующих в процессах получения и транспортирования рабочей среды, предоставления и потребления услуг. При этом потребителю отводится роль активного, равноправного участника, влияющего на объем услуг, их качество и цену. Ключевая задача на пути повышения степени «интеллектуальности» трубопроводных систем заключается в обеспечении высокого уровня их технологической управляемости. Необходимым условием достижения поставленной цели является наличие единого информационного пространства как основного системообразующего фактора. Приведены основные положения концепции единого информационного пространства предприятия, описан опыт ее апробации в МУП «Водоканал» г. Иркутска. В отличие от типового подхода к построению автоматизированной системы управления предприя­тием («сверху вниз»), предполагающего централизацию информации в рамках единой информационной системы, предлагается гибкий подход, основанный на принципе интеграции информационных ресурсов «снизу вверх». При этом во главу угла ставится информационная поддержка принятия решений по управлению процессами эксплуатации. Переход предприятий водопроводно-канализационного хозяйства на такую концепцию создаст предпосылки для организации межсистемного и внутригородского взаимодействия, интеграции с внешними структурами и сервисами (городская администрация, надзорные органы, онлайн-ресурсы для работы с абонентами и др.), позволит повысить общий уровень управляемости и согласованности принимаемых решений, что приведет к повышению эффективности и улучшению качества предоставляемых услуг.

Ключевые слова

, , , ,

 

№11|2017

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
И ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.1/.2:65.012.45

Обуздин С. Ю., Алексеев А. В., Новицкий Н. Н.

Автоматизация эксплуатационных режимов и диспетчерского управления системами водоснабжения
в МУП «Водоканал» г. Иркутска на базе электронных моделей

Аннотация

Рассмотрены принципы принятия технологических реше­ний по управлению развитием и функционированием коммунальных сетей в условиях их территориальной, структурной и временной разобщенности на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства. Предложен возможный путь решения этих вопросов, основанный на применении сквозного моделирования и создании единого информационного пространства предприятия с помощью информационно-вычислительной среды «АНГАРА». Дана ее краткая характеристика, приведены основные функции. ИВС «АНГАРА», разработанная в лаборатории трубопроводных и гидравлических систем Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева, предназначена для автоматизации процессов создания, поддержки и использования электронных моделей трубопроводных систем произвольного типа и различной сложности при решении прикладных задач их исследования, проектирования и эксплуатации. Информационно-вычислительный комплекс обладает набором графических, информационных и аналитических функций, необходимых для создания, редактирования и анализа схем трубопроводных систем различного типа. На примере опыта автоматизации при разработке эксплуатационных режимов и диспетчерского управления системами водоснабжения в МУП «Водоканал» г. Иркутска рассмот­рена возможность использования полученных результатов для решения новых задач, предполагающих наличие динамических моделей потокораспределения.

Ключевые слова

, , , ,

 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>
Страница 1 из 2

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

Конференция итог

VAK2

raww 2017

100х100 Aquatherm18

100х100 stroi ural

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA