05 2018

Number 5 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№5|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161

NEFEDOVA E. D., Feofanov Yu. A.

The experience of operating new water treatment facilities
at the South Water Treatment Plant in Saint-Petersburg

Summary

The information on specific features of the process flow schemes of drinking water preparation at the municipal water treatment plants in Saint-Petersburg is presented. The process of drinking water treatment at the new water treatment facilities (K-6 Block) of the South Water Treatment Plant is described where the cutting-edge technologies of water treatment are used. The technologies ensure the standard drinking water quality as regards all the indicators prescribed by Sanitary Rules and Regulations 2.1.4.1074-01 at any possible changes in the Neva River water quality, in particular in case of unfavorable and accidental events in water sources (in case of accidental discharges, storms at the Ladoga etc.). An automated water quality control system with the use of flow-type analyzers fed with water samples taken continuously at different points of the treatment process has been introduced at the plant. This provides for the on-line information on the operation efficiency of separate units for operating control. The analysis of the operational data for K-6 Block that includes lamella clarifiers, double-layer filters with sand media and activated carbon is presented. Herewith wash water and sludge treatment and utilization are provided. The results of the comprehensive water quality analysis for 51 parameters at the outlet of K-6 Block at the South Water Treatment Plant are given.

Key words

, , , ,

 

№5|2018

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 614.71:613.15

Sabirova Z. F., Budarina O. V., Shipulina Z. V.

Special aspects of substantiating sanitary protection zones
for the municipal wastewater treatment facilities

Summary

A comprehensive hygienic assessment of the municipal wastewater treatment facilities (with a capacity of 73 and 180 thousand m3/day of domestic and industrial wastewater) as sources of the chemical and physical impact on the ambient air and public health is presented. The studies were carried out in a city in the Moscow Area with a population of more than 150 thousand residents. The characteristics of the wastewater disposal system including wastewater treatment technology, standard equipment of the treatment facilities, technical operation parameters, composition and amount of emissions are typical for the Russian small cities including the cities in the Moscow Area with a population of 100–2000 thousand residents. It was stated that the maximum input into the gross emission was given by sludge beds (68%), aeration tanks and secondary settlers of the biological treatment process (12.4 and 5.3%). It is shown that the impact of the chemical and physical factors on the ambient air and public health (following the methodology of the assessment of the noncarcinogenic and carcinogenic effect occurrence) does not exceed the hygienic regulations and permissible risk values. Based on the results of the study a system of criteria that can be recommended for the substantiation of the sanitary protection zones for the wastewater treatment facilities is proposed.

Key words

, , , ,

 

№5|2018

DESIGNING WATER AND WASTEWATER SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.1/.3:65.011.4

Prodous O. A., Samburskii G. A., Shipilov A. A.

The system of appraisal of water and wastewater projects sent
for the expert examination (to be discussed)

Summary

A conceptually new system of water and wastewater project appraisal is presented. The appraisal is carried out by non-governmental expert companies on the basis of the adopted criteria of the differentiated selection of projects that use advanced efficient materials, equipment and cutting-edge engineering and process solutions. The key procedure of any water or wastewater project implementation provides for the following stages: terms of reference; engineering company (design documentation, engineering documentation); state expert appraisal; state architectural and constructional surveillance; construction and erection company. To ensure more efficient execution of the federal laws the following criteria of the selection (appraisal) of the projects sent for the state expert examination are proposed: constructional or cost criterion of the project solution estimation; technology or operation criterion; economic criterion of the design solution efficiency. The proposed system contributes towards the improvement of the design quality of all the design chapters by the appraisal carried out by the experts before sending the projects to the state expertise authorities.

Key words

, , , ,

 

№5|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16:66.067

Krapukhin V. B., Kulyukhin S. A.

Helical filter elements and their hydraulic characteristics

Summary

The description of two constructional designs of helical filter elements with reduced adhesive properties capable of operating in «filtration-regeneration» mode without replacement for more than 105 cycles is presented. Owing to the special property of the filter element residing in the fact that the filtering flow passage of the element expands during regeneration and recovers to the original state during filtration; and owing to the vibration of the filter baffle during regeneration complete recovery of the filtering properties of the elements after each filtration-regeneration cycle is provided. The scheme of the unit for determining the hydraulic characteristics of helical filter elements both in the presence of the dynamic membrane made of filter perlite powder and in the absence of it is presented. The helical filter element capacity is determined (pore size: 8, 11, 17, 28, 38, 51, 77, 114, 154 and 248 μm) during filtration of water free of any pollutants and when using precoated dynamic membranes made of filter perlite powder. Sample weight of dry filter perlite powder for precoating one helical filter element was 4, 8, 12 and 24 g. The dependences of the filtration rate from the pressure of the filtered flow, filter baffle porosity and filter perlite powder weight precoating the helical filter element were determined.

Key words

, , , ,

 

№5|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.54:622.765.431.5

Antonova E. S.

Method of designing a double-chamber flotation machine
with an aeration ejection system with dispersant

Summary

A double-chamber flotation machine with an ejection system with a dispersant is considered. It is demonstrated that the use of a dispersant provides for the multimodal distribution of bubble sizes characterized by several groups. The importance of the correct choice of the process time as one of the most important parameters for the flotation unit design is noted. The method of calculating a double-chamber flotation machine with an ejection system with a dispersant with due account for the specific features of the bubble size distribution and hydrodynamic situation in chambers is proposed. The method of calculating the process time is based on the use of multistage flotation model that presents the distribution of bubbles into several groups depending on the size. The hydrodynamic situation in the chambers is taken into account by the use of equations for perfect-mixing and plug-flow reactors. The calculation of a double-chamber flotation machine with an ejection system with a dispersant for the purification of carwash wastewater was carried out. The results of calculating the parameters of the aeration system, process constants, flotation time and specific geometrical parameters of the flotation machine are presented. The presented case study demonstrates the possible use of the given method for designing the proposed flotation unit.

Key words

, , , , ,

 

№5|2018

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 502.36:628.221:628.33

Vereshchagina L. M.

Aspects of adoption of the technologic regulation of surface runoff discharge

Summary

Topical issues are discussed related to the regulation of surface runoff discharge into water bodies that arose in connection with the implementation of 219-FZ Federal Law «On amending Federal Law «On environmental protection» and separate enactments of the Russian Federation» in the process of adopting the process parameters of the best available techniques as the basis of the federal regulation of the environmental intrusions of the business activities instead of the existing principles based on the standard quality of fishery waters. The list and values of the process parameters of the best available techniques of surface runoff treatment set in «ITS 10-2015. Wastewater treatment with the use of public wastewater disposal systems of communities, urban districts» with account of the actual environmental conditions of the water bodies that receive discharges is presented. The list of the statutory and regulatory enactments currently under development is also presented alongside with the recommendations of the RF Ministry of Construction, Housing and Utilities of February 5, 2018 that shall be followed during the transition period in the process of designing, constructing and upgrading the treatment facilities operated by the organizations that provide for wastewater disposal of settlements including public storm water drainage systems classified as I or II category projects (in case of applying for a complex ecological permit).

Key words

, , , ,

 

№5|2018

WASTEWATER SLUDGE TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.336

Koulakov A. A., Terekhova E. M., Kutsevol M. A.

Improvement of municipal wastewater sludge treatment methods

Summary

The introduction of the process schemes of removing nitrogen and phosphorus from wastewater demands a customized approach to handling the generated sludge. Permanent residence of sludge during thickening in anoxic conditions results in its septicity, deterioration of dewatering properties and phosphorus yield into supernatant. The results of the study of possible enhancement of municipal wastewater sludge thickening processes through the example of the Vologda wastewater treatment facilities that use nitrification-denitrification and biological dephosphorization in wastewater treatment are presented. During sludge dewatering in belt filter presses two return flows are generated – filtrate and washwater. Filtrate contains residual flocculant that can be reused. It was found that adding 10–15% filtrate from the dewatering facilities to the sludge during thickening resulted in increasing the thickening rate within first 30 minutes of the process, in particular; this fact provides for almost double reduction of the sludge amount. It is noted that 3 hours preaeration of sludge during thickening reduces the time of thickening by increasing the settling rate from 0.8 to 1.2–1.4 mm/min. A process flow scheme of sludge processing that includes two-stage thickening with preaeration and filtrate dosing and subsequent mechanical dewatering has been developed. Combining preaeration and filtrate dosing provides for reducing the sludge thickening time to 3–6 hours; improving its dewatering properties and reducing the dosage of flocculant during dewatering.

Key words

, , , , ,

 

№5|2018

ABROAD

bbk 000000

UDC 628.19

Kofman V. Ya.

Water crisis in Flint, Michigan, USA (2014–2015)

Summary

The city of Flint (Michigan, USA) was supplied with drinking water under the contract from Detroit. In 2014 for reasons of economy it was decided to provide for the temporary drinking water supply by rehabilitating the old water treatment plant that abstracted water from the local Flint River. Laboratory studies of the Flint River water were carried out; however, the corrosiveness index either was not determined or ignored; as a result orthophosphate corrosion inhibitor was not dosed into the water. In the municipal water distribution system and many houses up to now lead pipes and lead-containing fittings have been used. Under the circumstances the concentration of lead in water increased sharply. The existing municipal water quality monitoring system and sampling practice were focused mainly on concealing the low water quality. Numerous complaints of the residents, manifestation of exanthematous disease after using hot water, elevated lead concentrations in children’s blood led to announcing the emergency situation in the city and taking measures to investigate on the federal level the true situation with water contamination with lead.

Key words

, , , , ,

 

№5|2018

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

Международная научно-техническая конференция,  посвященная памяти академика РАН  Сергея Васильевича Яковлева

Аннотация

В очередной раз Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет стал площадкой для проведения Международной научно-технической конференции, посвященной памяти академика РАН Сергея Васильевича Яковлева, – «Яковлевские чтения».


 
<< Start < Prev 1 2 Next > End >>
Page 1 of 2

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

05 2018

Номер 5 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№5|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161

Нефедова Е. Д., Феофанов Ю. А.

Опыт эксплуатации нового блока сооружений водоподготовки на Южной водопроводной станции Санкт-Петербурга

Аннотация

Приведены сведения об особенностях технологических схем подготовки питьевой воды на городских водопровод­ных станциях Санкт-Петербурга. Дается описание процесса водоподготовки на новом блоке очистных сооружений (блок К-6) Южной водопроводной станции, на которой применяются самые современные технологии водоподготовки. Технологии обеспечивают нормативное качество питьевой воды по всем показателям, диктуемым СанПиН 2.1.4.1074-01, при любых возможных изменениях состояния воды в реке Неве, в частности при неблагоприятных и аварийных ситуациях на водоисточнике (при аварийных сбросах, штормах на Ладоге и др.). На станции внедрена Автоматизированная система контроля качества воды с применением проточных анализаторов, к которым подается вода, отбираемая непрерывно из разных точек технологического процесса водоподготовки. Это позволяет получать информацию об эффективности работы отдельных сооружений в режиме онлайн для оперативного управления. Приведен анализ данных по работе сооружений блока К-6, включаю­щего тонкослойные отстойники, двухслойные фильтры с песчаной загрузкой и активированным углем. При этом осуществляется очистка и утилизация промывных вод, а также обработка осадка. Приведены результаты полного анализа качества воды по 51 показателю на выходе с блока К-6 на Южной водопроводной станции.

Ключевые слова

, , , ,

 

№5|2018

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 614.71:613.15

Сабирова З. Ф., Бударина О. В., Шипулина З. В.

Особенности обоснования санитарно-защитных зон  для городских канализационных очистных сооружений

Аннотация

Дана комплексная гигиеническая оценка городских канализационных очистных сооружений (производительностью 73 и 180 тыс. м3/сут хозяйственно-бытовых и производственных стоков) как источников химического и физического воздействия на атмосферный воздух и здоровье населения. Исследования выполнены на примере города Московской области с численностью населения более 150 тыс. чел. Характеристики системы водоотведения, включая технологию очистки сточных вод, типовое оборудование очистных соо­ружений, диапазон технических параметров эксплуатации, состав и объем выбросов, являются типичными для небольших городов страны, включая города Московской области, с численностью населения от 100 до 200 тыс. чел. Установлено, что максимальный вклад в валовый выброс вносят иловые карты (68%), аэротенки и вторичные отстойники биологической очистки (12,4 и 5,3%). Показано, что воздействие химических и физических факторов на атмосферный воздух и здоровье населения (по методологии оценки риска развития неканцерогенных и канцерогенных эффектов) не превышает гигиенические нормативы и допустимые значения рисков. По результатам исследования предложена система критериев, которая рекомендуется для обоснования санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений.

Ключевые слова

, , , ,

 

№5|2018

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.1/.3:65.011.4

Продоус О. А., Самбурский Г. А., Шипилов А. А.

Система предварительной оценки направляемых на государственную экспертизу проектов по водоснабжению и водоотведению (в порядке обсуждения)

Аннотация

Приведена принципиально новая система предварительной оценки проектов по водоснабжению и водоотведению. Оценка проводится негосударственными экспертными структурами на основе разработанных критериев дифференцированного отбора проектов с использованием современных эффективных материалов, оборудования и новейших технических и технологических решений. Принципиальная последовательность реализации любого проекта по водоснабжению и водоотведению предусматривает прохождение следующих этапов: техническое задание; проектная организация (проектная документация, рабочая документация); государственная экспертиза; государственный архитектурно-строительный надзор; cтроительно-монтажная организация. Для более эффективного исполнения федеральных законов предлагаются следующие критерии для отбора (оценки) проектов, направляемых на государственную экспертизу: строительный или стоимостной критерий оценки проектных решений; технологический или эксплуатационный критерий; экономический критерий эффективности проектных решений. Предложенная система способствует повышению качества разработки всех разделов проектов за счет их предварительной оценки специа­листами-экспертами на этапе до подачи проекта в органы государственной экспертизы.

Ключевые слова

, , , ,

 

№5|2018

ВОДООЧИСТКА

bbk 000000

УДК 628.16:66.067

Крапухин В. Б., Кулюхин С. А.

Спиральные фильтрующие элементы  и их гидравлические характеристики

Аннотация

Приведено описание двух конструкций спиральных фильт­рующих элементов, которые обладают пониженными адгезионными свойствами и способны работать в режиме «фильтрация – регенерация» без замены не менее 105 циклов. Благодаря особому свойству фильтрующего элемента, заключающемуся в том, что фильтрующее проходное сечение элемента во время регенерации увеличивается, а во время фильтрования возвращается к своему исходному состоянию, а также благодаря вибрации фильтрующей перегородки во время ее регенерации достигается возможность полного восстановления фильтрующих свойств элементов после каждого цикла «фильтрация – регенерация». Приведена схема установки для определения гидравлических характеристик спиральных фильтрующих элементов как в присутствии динамической мембраны из фильтроперлита, так и без нее. Определена пропускная способность спиральных фильтрующих элементов (размер пор 8, 11, 17, 28, 38, 51, 77, 114, 154 и 248 мкм) при фильтровании воды, не содержащей каких-либо загрязнений, а также при использовании намывных динамических мембран из фильтроперлита. Масса навесок сухого фильтроперлита, намываемого на один спиральный фильтрующий элемент, составила 4, 8, 12 и 24 г. Определены зависимости скорости фильтрования от давления фильтруемого потока, пористости фильтрующих перегородок и массы фильтроперлита, намываемого на
спиральный фильтрующий элемент.

Ключевые слова

, , , ,

 

№5|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.54:622.765.431.5

Антонова Е. С.

Методика расчета  двухкамерной флотационной машины  с эжекционной системой аэрации с диспергатором

Аннотация

Рассмотрена двухкамерная флотационная машина с эжекционной системой аэрации с диспергатором. Показано, что применение диспергатора позволяет получить полимодальное распределение размеров пузырьков, характеризующееся несколькими группами. Отмечена важность правильного определения времени процесса как одного из важнейших параметров для расчета флотатора. Предложена методика расчета двухкамерной флотационной машины с эжекционной системой аэрации с диспергатором, учитывающая особенности дисперсного состава пузырьков и гидродинамической обстановки в камерах. В основу методики расчета для определения времени процесса положено использование многостадийной модели флотации, в которой представлено разделение пузырьков на несколько групп по размерам. Гидродинамическая обстановка в камерах учтена с использованием уравнений для реакторов идеального смешения и вытеснения. Проведен расчет двухкамерной флотационной машины с эжекционной системой аэрации с диспергатором для очистки сточных вод автомойки. Представлены результаты расчета параметров системы аэрации, констант процесса, времени флотации и характерных геометрических параметров флотомашины. Приведенный пример показывает возможность применения данной методики для расчета предлагаемой флотационной установки.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№5|2018

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 502.36:628.221:628.33

Верещагина Л. М.

Проблемы перехода на технологическое нормирование сбросов поверхностных сточных вод

Аннотация

Обсуждаются актуальные проблемы нормирования сбросов сточных вод в водные объекты, возникшие в связи с реализацией Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при переходе государственного нормирования воздействия хозяйственной деятельности от существующих принципов, основанных на нормативах качества воды вод­ных объектов рыбохозяйственного значения, к нормированию на основе технологических показателей наилучших доступных технологий. Приводятся перечень и значения технологических показателей наилучших доступных технологий для очистки поверхностных сточных вод, приведенные в ИТС 10-2015 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов» с учетом фактической экологической ситуации водного объекта, в который осуществляется сброс. Также приводится перечень подзаконных нормативных правовых актов, находящихся в стадии разработки, и рекомендации Минстроя России от 5 февраля 2018 г., которыми следует руководствоваться в переходный период при проектировании, строительстве и реконструкции очистных сооружений организаций, осуществляющих водоотведение поселений и городских округов, являющихся объектами I или II категории (в случае планирования получения комп­лексного экологического разрешения).

Ключевые слова

, , , ,

 

№5|2018

ОБРАБОТКА ОСАДКОВ СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.336

Кулаков А. А., Терехова Е. М., Куцевол М. А.

Совершенствование методов обработки осадков городских сточных вод

Аннотация

Реализация технологических схем удаления азота и фосфора из сточных вод требует индивидуального подхода к об­работке образующихся осадков. Длительное нахождение осадка при уплотнении на сооружениях в бескислородных условиях приводит к его загниванию, ухудшению влагоотдающих свойств и выходу фосфатов в надиловую воду. Представлены результаты исследований возможности интенсификации процессов уплотнения осадков городских сточных вод на примере очистных сооружений г. Вологды, которые используют технологии нитри-денитрификации и биологической дефосфотации при очистке стоков. При обезвоживании осадков на ленточном фильтр-прессе образуются возвратные потоки – фильтрат и промывная вода. Фильтрат содержит остаточное количество флокулянта, который может быть повторно использован. Выявлено, что добавление фильтрата цеха обезвоживания к уплотняемому илу в доле 10–15% приводит к увеличению скорости уплотнения, особенно в первые 30 минут процесса, что позволяет практически вдвое уменьшить объем ила. Отмечено, что предварительная аэрация уплотняемого ила в течение 3 часов сокращает продолжительность уплотнения за счет увеличения скорости осаждения с 0,8 до 1,2–1,4 мм/мин. Разработана технологическая схема обработки осадка, включающая двухступенчатое уплотнение с предварительной аэрацией и дозированием фильтрата и последующее механическое обезвоживание. Комбинирование процессов предварительной аэрации и дозирования фильтрата обеспечивает сокращение продолжительности уплотнения осадка до 3–6 часов, улучшение его влагоотдающих свойств и уменьшение дозы флокулянта при обезвоживании.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№5|2018

ЗА РУБЕЖОМ

bbk 000000

УДК 628.19

Кофман В. Я.

Водный кризис в городе Флинт,  штат Мичиган, США (2014–2015 годы)

Аннотация

Cнабжение питьевой водой города Флинт (штат Мичиган, США) осуществлялось по контракту с Детройтом. В 2014 г. с целью экономии средств было принято решение о временном снабжении Флинта питьевой водой путем реа­нимации старой станции водоподготовки, работавшей на воде местной реки Флинт. Лабораторные исследования воды р. Флинт перед началом ее использования были проведены, однако показатель коррозионной активности был либо не установлен, либо проигнорирован, в результате чего дозирование ингибитора коррозии ортофосфатов в воду не проводилось. В водораспределительной сети города и многих домах до сих пор используют свинцовые трубы и арматуру из свинецсодержащих материалов. В этих условиях содержание свинца в питьевой воде резко повысилось. Существовавшие до сих пор в городе система мониторинга качества воды и практика пробоотбора были ориентированы во многом на сокрытие низкого качества питьевой воды. Многочисленные жалобы жителей города, появление кожной сыпи после пользования горячей водой, повышенное содержание свинца в крови детей привели к объявлению в городе чрезвычайного положения и проведению мероприятий по анализу истинного положения с загрязнением воды свинцом под эгидой федеральных властей.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№5|2018

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

Международная научно-техническая конференция,  посвященная памяти академика РАН  Сергея Васильевича Яковлева

Аннотация

В очередной раз Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет стал площадкой для проведения Международной научно-технической конференции, посвященной памяти академика РАН Сергея Васильевича Яковлева, – «Яковлевские чтения».


 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>
Страница 1 из 2

mvkniipr ru 

ecw18 vst 200

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand