08 2018

Number 8 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№8|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16.081.3:351.777.6

Lebed’-Sharlevich Ia. I., Beliaeva N. I., Mamonov R. A., Pechnikova I. A., Kharchevnikova N. V., Khokhriakov A. A., Zholdakova Z. I

Sanitary and epidemiological safety and efficiency of silicocarbonic sorbent used for removing oil and oil products from water

Summary

The results of research for the sanitary and epidemiological eva­luation and determination of the efficiency of using TSHR silicocarbonic sorbent manufactured by «Khiminzhiniring» LLC for removing oil and oil products from water are presented. Sorption methods based on the physical and chemical interaction of oil with solid oil absorbing material – sorbent efficiently remove oil from the surface of water bodies. The use of sorbent can be combined with mechanical methods of oil spill skimming and biological methods of decomposition of oil collected from the sorbent surface. The investigated TSHR silicocarbonic sorbent is a product of special thermal destruction of rice husk; it appears as «carbon –silicon dioxide» finely dispersed binary solid structure. With the use of chemico-analytical and toxicological methods the sorbent safety related to toxic and allergic action was studied as well as its capability to remove oil components and inorganic substances from water. Sorption methods based on physical and chemical interaction of oil with solid oil absorbing material – sorbent proved to be efficient in removing oil from the surface of water bodies. The use of sorbents can be combined with mechanical methods of oil spill skimming and biological methods of decomposition of oil collected from the sorbent surface. As a result of studies it was stated that TSHR sorbent met the sanitary and epidemiological requirements. The model tests revealed the sorbent efficiency in removing phenol, methylnaphthalene, chloroform, ethanol and inorganic compounds. It proves the possibility of using TSHR sorbent not only for removing oil from water in water bodies but also for water purification for drinking and other purposes. The necessity of carrying out additional field studies to determine wider range of dissolved oil components and the efficiency of sorbent use for removing oil film and dissolved substances is stated.

Ключевые слова

, , , ,

 

№8|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.166:661.417/.418

FESENKO L. N., Pchel'nikov I. V., Terikov A. S., Nguen Tkhi Tuan Z’ep

Study of chloride concentration effect on the generation  of active chlorine in direct electrolysis

Summary

Electrochemical sodium hypochlorite has been most often used in water treatment at the water and wastewater treatment facilities. Natural water containing chlorides can be used as raw material for its production. The results of studies of electrolysis of low minera­lized water with 25, 50 and 100 mg/dm3 chloride concentration are presented. The simulated solution was prepared by «Ekstra» table salt dilution in distilled water. The tests were carried out within 10–500 A/m2 current density range. The concentration of active chlorine is increasing alongside with the electrolysis time. It is stated that at the preset values of anodic current density active chlorine of different concentrations can be obtained, e. g. up to 220 mg/dm3 at 100 A/m2 current density and 100 mg/dm3 chloride concentration. The process is notable for the amount of generated active chlorine exceeding the stoichiometric chloride concentration in water in process up to 1.7–1.9 times; this can be caused by the formation of other oxidants, e. g. hydrogen peroxide. At the current density less than 500 A/m2 the output of active chlorine decreases. According to the experimental results a nomogram for determining the active chlorine current yield depending on the chlorine concentration in the solution and current density is proposed.

Key words

, , , , ,

 

№8|2018

WATER INDUSTRY

bbk 000000

UDC 581.526.325

Ialaletdinova A. V., Enikeeva L. V., Beloliptsev I. I., Vozhdaeva M. Iu., Kantor E. A.

Estimation of the correlation between oxidizability and water flow rate while passing through the water storage reservoir dam

Summary

The results of studying temporal variability of water oxidizability in the Ufa River are presented. The work was in determining the frequency distribution of the studied values, probability of unfavorable conditions related to the deterioration of the water quality in relation to the studied parameters, and searching for the correlation between the indicators and water flow rate. The oxidizability in the Ufa River during flood periods is formed to a lesser degree by organic substances washout from the catchment basin and to a greater extent is determined by the water quality in the water storage reservoir and organic substances in the bottom deposits. The frequency distribution of this indicator has been determined; the probability of unfavorable conditions occurrence (floods and high water) accompanied by the deterioration of the water quality in relation to the oxidizability has been estimated. It was determined that the oxidizability proba­bility distributions had a tail part shifted in the direction of larger values of the indicator and showed that during unfavorable periods the oxidizability exceeded 5 mg/dm3. The frequency distribution of the tail part of the indicator approximated by power law P1(О) =
= 337681·О–6,96 (R2 = 0,92). It was stated that upon the occurrence of unfavorable conditions (floods and high water) the oxidizability of water in the river would not exceed the preset value (11 mg/l) with probability 97%. It was shown that during flood periods the water flow in the river higher than 450 m3/s enhanced the increase of the oxidizability values. The correlation between oxidizability increase and water flow passing through the dam was determined and expressed in the form of equation. The average prediction error was 16%.

Key words

, , , , ,

 

№8|2018

WATER SUPPLY AND WASTEWATER DISPOSAL SCHEMES

bbk 000000

UDC 628.218

Chupin R. V.

Indicative and adaptive management of the water supply
and wastewater disposal system development

Summary

The transition to market relations determined a new for Russia concept of public utilities management. This concept can be presented as two stages. The first stage is the elaboration of water supply and wastewater disposal development schemes; the second stage is the implementation of the scheme on the basis of investment programs of the public utilities complex. The investment programs provide for the financial support of the development and upgrade of water supply and wastewater disposal systems by means of the investment component in the tariff, connection charge for newly built capital construction projects and target financing of separate state and municipal programs, loans and credits. The important indicators of water supply and wastewater disposal systems are as follows: specific water consumption per capita per day; water leaks per one kilometer of the pipeline; power consumption per one cubic meter of supplied or consumed water; integrity, safety, seismic resistance etc. Indicator management is the development and implementation of measures directed for improving or reaching certain values of these indicators. On the basis of the indicative planning theory a method of elaborating development options, their estimation, selection of the preferred option under the conditions of the uncertainty of the specific water consumption, cost indicators and limitations on the investments into the construction and upgrade of water supply and wastewater disposal systems is proposed.

Key words

, , , ,

 

№8|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.35:661.5

Smirnov Aleksandr Vladimirovich, Bogatyrev M. M., Ivanova Iu. A.

Wastewater treatment facilities of Adler city

Summary

The wastewater treatment facilities in Adler (Greater Sochi Area), some of the most modern facilities in Russia were built as a part of the Olympic infrastructure. The Adler wastewater treatment facilities were designed on the basis of innovative solutions: for the first time 3-D engineering was applied; the best available techniques were taken into account; zero emission system was implemented – all the facilities are covered by airproof covers; the air from the facilities is supplied to the gas cleaning system; sludge handling includes dewatering and drying; consequently the amount of sludge is reduced and sludge is disinfected. The process scheme stipulated by the project includes primary mechanical treatment of wastewater, full biological treatment, tertiary treatment and effluent disinfection. The system of generated sludge utilization includes mechanical dewatering in centrifuges with subsequent additional drying. The design concept behind the project formulated more than 10 years ago (2008 project) determined the development path of the advanced treatment technologies and served as an example of the wastewater treatment facilities built according to the principle of the best avai­lable techniques.

Key words

, , , ,

 

№8|2018

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.212.2/3

Vatin N. I., Grekov M. A., Leonov L. V., Probirsky M. D., Rublevskaya O. N., Chechevichkin A. V., Iakunin L. A.

The experience of year-round operation of FOPS® filter in the purification of surface runoff from technologically disturbed resident areas

Summary

At present residential areas in big cities in particular, have been exposed to technogenic pollution related to heavy traffic, development of managed territories including areas close to big shopping and leisure centers and other crowded places. In order to improve the quali­ty of life for the citizens and reduce the negative impact on the environment special attention shall be paid to the collection, removal and treatment of surface runoff from such territories. The purpose of testing FOPS®-MU filter during four seasons (spring – summer – autumn –winter – spring) was the assessment of the efficiency and practicability of operating this equipment for surface runoff treatment. In the process of observations it was stated that the main source of the pollution of surface runoff from resident areas (suspended solids, oil products, iron, manganese) was automobile transport. Peak concentrations of some pollutants reached 150–400 maximum permissible concentrations set for the effluent discharged into the municipal sewer. Year-round continuous operation (for 13 months) of FOPS®-MU filter showed high treatment efficiency in relation to different pollutants during the entire testing period without any loss of the operating capacity including after the negative temperature period. The high performance characteristics of FOPS®-MU filter were also promoted by using FOPS®-K filter-basket for collecting waste.

Key words

, , , , ,

 

№8|2018

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

 

Цифровые технологии для повышения эффективности работы насосного оборудования

Аннотация

Концепция «Индустрия 4.0» продолжает активное внедрение во все сферы производства. Дигитализация и «умные» сети делают системы более гибкими, эффективными и безопасными в эксплуатации. Применение цифровых технологий в насос­ных системах способствует повышению эксплуатационной готовности и надежности оборудования, упрощает ввод в эксплуатацию, управление целыми системами, контроль за их работоспособностью и позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия.


 

№8|2018

ABROAD

bbk 000000

UDC 628.116

Kofman V. Ya.

Rainwater in municipal water supply systems
(a review)

Summary

In countries that suffer from the scarcity of water resources rainwater has been an alternative water supply source for many years. At present rainwater collection, purification and use for domestic purposes (in toilets, laundry washers), for irrigation and landscape improvement, and also for drinking water supply is carried up to the state-of-the art. Herewith coping with the water resources scarcity is not the sole reason that stimulates the development of rainwater collection and use systems. In many countries well off for water resources the systems of rainwater collection and use are considered as the processes that provide for the sustainable operation of the municipal sewerage by reducing and equalizing the frequency, peaks and volumes of storm water entering it. Branching and increasing the capacity of storm water sewers by the use of rainwater retention tanks provide for the reduction of the storm sewer loading and anthropogenic impact on the water bodies that receive effluents. This approach within the frames of the water industry development concept based on the decentralized processing of different wastewater types is on a par with the schemes of grey and black wastewater treatment and reuse.

Ключевые слова

, , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

08 2018

Номер 8 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№8|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.16.081.3:351.777.6

Лебедь-Шарлевич Я. И., Беляева Н. И., Мамонов Р. А., Печникова И. А., Харчевникова Н. В., Хохряков А. А., Жолдакова З. И.

Санитарно-эпидемиологическая безопасность  и эффективность кремнеуглеродного сорбента  для очистки воды от нефти и нефтепродуктов

Аннотация

Приведены результаты исследований по санитарно-эпидемиологической оценке и определению эффективности применения кремнеуглеродного сорбента ТШР, производимого ООО «Химинжиниринг», для очистки воды от нефти и неф­тепродуктов. Сорбционные методы, основанные на физическом и химическом взаимодействии нефти с твердым поглощающим нефть материалом – сорбентом, эффективны для удаления нефти с поверхности водных объектов. Применение сорбентов может сочетаться с механическими методами сбора разливов нефти и с биологическими методами разложения нефти, собранной на поверхности сорбента. Исследованный кремнеуглеродный сорбент ТШР является продуктом специальной многоступенчатой термической деструкции рисовой шелухи и имеет тонкодисперсную бинарную твердую структуру «углерод – диоксид кремния». С помощью химико-аналитических и токсикологических методов изучена безопасность сорбента по токсичности и аллергенному действию, а также его способность удалять из воды компоненты нефти и неорганические вещества. Эффективными для удаления нефти с поверхности водных объектов являются сорбционные методы, основанные на физическом и химическом взаимодействии нефти с твердым поглощающим нефть материалом – сорбентом. Применение сорбентов может сочетаться с механическими методами сбора разливов нефти и с биологическими методами разложения нефти, собранной на поверхности сорбента. В результате проведенных исследований установлено, что сорбент ТШР соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. В модельных экспериментах выявлена его эффективность в отношении фенола, метилнафталина, хлороформа, этанола и неорганических соединений. Это свидетельствует о возможности применения сорбента ТШР не только для удаления нефти из воды водных объектов, но  и для очистки воды для питьевых и иных целей. Указано о необходимости проведения дополнительных исследований в натурных условиях по выявлению более широкого спектра растворенных компонентов нефти и эффективности использования сорбента для удаления как нефтяной пленки, так и растворенных в воде веществ.

Ключевые слова

, , , ,

 

№8|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.166:661.417/.418

Фесенко Л. Н., Пчельников И. В., Териков А. С., Нгуен Тхи Туан Зьеп

Исследование влияния концентрации хлоридов на образование активного хлора при прямом электролизе

Аннотация

Электрохимический гипохлорит натрия все чаще используется в процессах водоподготовки на объектах водоснабжения и водоотведения. В качестве сырья для его получения можно использовать природные воды, содержащие хлориды. Приведены результаты исследования электролиза низкоминерализованной воды с концентрацией хлоридов 25, 50 и 100 мг/дм3. Модельный раствор получен путем растворения в дистиллированной воде поваренной соли марки «Экстра». Опыты проводили в интервале значений плотности тока от 10 до 500 А/м2. С увеличением продолжительности электролиза концентрация активного хлора возрастает. Установлено, что при заданных значениях анодной плотности тока можно получить активный хлор различной концентрации, например до 220 мг/дм3, при плотности тока 100 А/м2 и содержании хлоридов 100 мг/дм3. Особенностью процесса является превышение количества образовавшегося активного хлора над стехиометрическим содержанием хлоридов в обрабатываемой воде до 1,7–1,9 раза, что, вероятно, вызвано образованием других окислителей, например перекиси водорода. При плотности тока до 500 А/м2 с увеличением продолжительности электролиза выход активного хлора уменьшается. По результатам проведенных исследований предложена номограмма для определения выхода активного хлора по току в зависимости от концентрации хлоридов в растворе и рекомендуемой плотности тока.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№8|2018

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bbk 000000

УДК 581.526.325

Ялалетдинова А. В., Еникеева Л. В., Белолипцев И. И., Вождаева М. Ю., Кантор Е. А.

Оценка взаимосвязи окисляемости и расходов воды,  проходящей через плотину водохранилища

Аннотация

Приведены результаты исследований временнй изменчивости окисляемости воды в реке Уфе. Работа заключалась в определении плотности распределения исследуемых величин, вычислении вероятности появления неблагоприятных условий, связанных с ухудшением качества воды по исследуемым параметрам, и поиске зависимости между показателями и расходами воды. Окисляемость в реке Уфе в паводковые периоды формируется в меньшей степени за счет смыва органического вещества с водосборной территории и в большей степени определяется качеством воды водохранилища и органическими веществами, содержащимися в донных отложениях. Найдена плотность распределения этого показателя, оценена вероятность наступления неблагоприятных условий (паводки и половодья), сопровож­дающихся ухудшением качества воды по окисляемости. Определено, что распределение вероятностей окисляемости имеет хвостовую часть, смещенную в сторону больших значений показателя, и показывает, что в неблагоприятные периоды окисляемость превышает 5 мг/дм3. Плотность распределения хвостовой части показателя аппроксимируется степенной зависимостью P1(О) = 337681·О–6,96 (R2 = 0,92). Установлено, что при наступлении неблагоприятных событий (паводки и половодья), отмечаемая в реке окисляемость не превысит заданного уровня (11 мг/л) с вероятностью 97%. Показано, что в периоды паводка расходы воды в реке, превышающие 450 м3/с, способствуют росту значений окисляемости. Найдена зависимость, выраженная в виде уравнения, между ростом значений окисляемости и расходами воды, проходящей через плотину. Средняя ошибка прогноза составила 16%.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№8|2018

СХЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.218

Чупин Р. В.

Индикативное и адаптивное управление развитием
систем водоснабжения и водоотведения

Аннотация

Переход к рыночным отношениям определил новую для России концепцию управления развитием городских инженерных систем. Эту концепцию можно представить в виде двух этапов. Первый этап – разработка схем развития системы водоснабжения и водоотведения, второй – реализация схем на основе инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса. В инвестиционных программах формируется финансовое обеспечение развития и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения за счет инвестиционной составляющей в тарифе, платы за подключение для вновь вводимых в эксплуатацию объектов капитального строительства и целевого финансирования по отдельным государственным и муниципальным программам, займам и кредитам. Для систем водоснабжения и водоотведения важными показателями являются: удельное водопотребление в расчете на одного жителя в сутки; утечки воды в расчете на один километр трубопровода; энергопотребление на один кубометр подаваемой или потребляемой воды; надежность, безопасность, сейсмостойкость и др. Управление индикаторами – это разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение или достижение определенных значений этих показателей. На основе теории индикативного планирования предлагается методика формирования вариантов развития, их оценки, выбора предпочтительного варианта в условиях неопределенности удельного водопотребления, стоимостных показателей и ограничений на инвестиции в строительство и реконструкцию систем водоснабжения и водоотведения.

Ключевые слова

, , , ,

 

№8|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.35:661.5

Смирнов Александр Владимирович, Богатырев М. М., Иванова Ю. А.

Адлерские очистные сооружения канализации

Аннотация

Очистные сооружения канализации в г. Адлере (район Большого Сочи), одни из самых современных сооружений в России, были построены как часть олимпийской инфраструктуры. Проектирование Адлерских очистных сооружений осуществлялось на основе инновационных решений: впервые было применено 3D-проектирование; учитывались наилучшие доступные технологии; реализована система нулевой эмиссии – все сооружения накрыты герметичными укрытиями, воздух с сооружений подается на газоочистку; система утилизации осадка включает обезвоживание и сушку, что помимо снижения объема приводит к обеззараживанию осадка. Принятая проектом технологическая схема предусматривает предварительную механическую очистку сточных вод, полную биологическую очистку, доочистку и обеззараживание очищенных стоков. Для утилизации образующегося осадка предусмотрен комплекс механического обезвоживания на центрифугах с последующей дополнительной сушкой. Проектные решения, заложенные более 10 лет назад (проект 2008 г.), во многом определили пути развития современных технологий очистки и являются примером очистных сооружений, реализованных по принципам наилучших доступных технологий.

Ключевые слова

, , , ,

 

№8|2018

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.212.2/3

Ватин Н. И., Греков М. А., Леонов Л. В., Пробирский М. Д., Рублевская О. Н., Чечевичкин А. В., Якунин Л. А.

Опыт всесезонной эксплуатации фильтра ФОПС®
при очистке поверхностного стока с техногенно нагруженной селитебной территории

Аннотация

Селитебные территории, особенно крупных городов, в настоящее время подвергаются техногенному загрязнению, связанному с интенсивным движением транспорта, развитием организованных территорий, в том числе вблизи больших торгово-развлекательных комплексов и других массово посещаемых объектов. Для улучшения качества жизни горожан и сокращения негативного воздействия на окружающую среду особое внимание следует уделять вопросам сбора, отвода и очистки поверхностного стока с таких территорий. Целью работы по тестированию фильтра ФОПС®-МУ в течение четырех сезонов (весна – лето – осень – зима – весна) была оценка эффективности и целесообразности эксплуатации данного оборудования для очистки поверхностного стока. В процессе наблюдений установлено, что основным источником загрязнений (взвешенные вещества, нефтепродукты, железо, марганец) в поверхностном стоке с селитебных территорий является автотранспорт. Пиковые концентрации некоторых загрязнителей (железо, неф­тепродукты) достигали значений 150–400 ПДК на сброс в ливневую канализацию. Всесезонная непрерывная эксплуатация (в течение 13 месяцев) фильтра ФОПС®-МУ показала высокую эффективность очистки по различным загрязнителям на протяжении всего периода испытаний без потери его штатной производительности, в том числе и после периода отрицательных температур. Достижению высоких эксплуатационных характеристик фильтра ФОПС®-МУ способствовало использование перед ним фильтра-корзины (фильтр ФОПС®-К) для сбора мусора.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№8|2018

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ

bbk 000000

 

Цифровые технологии для повышения эффективности работы насосного оборудования

Аннотация

Концепция «Индустрия 4.0» продолжает активное внедрение во все сферы производства. Дигитализация и «умные» сети делают системы более гибкими, эффективными и безопасными в эксплуатации. Применение цифровых технологий в насос­ных системах способствует повышению эксплуатационной готовности и надежности оборудования, упрощает ввод в эксплуатацию, управление целыми системами, контроль за их работоспособностью и позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия.


 

№8|2018

ЗА РУБЕЖОМ

bbk 000000

УДК 628.116

Кофман В. Я.

Дождевая вода в системе городского водоснабжения
(обзор)

Аннотация

В странах с дефицитом водных ресурсов дождевая вода
служит альтернативным источником водоснабжения на протяжении многих лет. В настоящее время на современном техническом уровне осуществляется сбор, очистка и использование дождевой воды не только в хозяйственно-бытовых целях (туалетах, стиральных машинах), для ирригации и ландшафтных работ, но также и для питьевого водопотребления. При этом преодоление дефицита водных ресурсов не является единственной причиной, побуждающей развивать системы сбора и использования дождевой воды. Во многих странах, имеющих значительные запасы водных ресурсов, системы сбора и использования дождевой воды рассматривают в качестве процессов, призванных обеспечить устойчивую работу системы городской канализации за счет уменьшения и выравнивания частоты, пиков и объемов поступающих в нее ливневых сточных вод. Разветвление и увеличение объемов системы задержания ливневых сточных вод за счет использования резервуаров сбора дождевой воды позволяют снизить давление на ливневую канализацию и уменьшить антропогенное воздействие на водотоки – приемники сточных вод. Данный подход в рамках концепции развития водного хозяйства города на основе децентрализованной обработки различных видов стоков находится в одном ряду со схемами обработки и повторного использования серых и черных сточных вод.

Ключевые слова

, , , , ,

 

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand