01 2018

Number 1 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№1|2018

THE 85TH ANNIVERSARY OF «WATER SUPPLY AND WASTEWATER DISPOSAL» DEPARTMENT OF ACADEMY OF CIVIL ENGINEERING
AND ARCHITECTURE, SAMARA STATE
TECHNICAL UNIVERSITY!

bbk 000000

Strelkov A. K., Shuvalov M. V., Biriukov V. V., Egorova Yu. A.

Specialized department at the enterprise as a factor of development  of the process of training highly skilled professionals


 

№1|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.16.8

Kichigin V. I., Strelkov A. K.

Study of underground water treatment technologies in the northern regions of Russia

Summary

The results of studies of possible use of the underground water treatment process scheme of one of the northern regions of Russia are presented. The versatile container plant includes: ozonators, electrical flotocoagulators, contacts clarifiers and rapid filters, sorption filters with various activated carbon media, membrane filter, UV-irradiation unit for water processing, chemical plant for feeding Aqua-Aurat™30 coagulant and Praestol flocculant to water. Raw water was described as low-turbid, colored, medium mine­ralized (mainly chloride-sulphatic-bicarbonate). The quality indicators of water surpassed the requirements of SanPiN in terms of color (72 degree platinum cobalt color scheme), turbidity (11.2 mg/dm3), flourides (2.2 mg/dm3), total iron (4.54 mg/dm3, including Fe2+ – 4.51 mg/dm3), manganese (0.11 mg/dm3). It was shown that water purification according to the scheme «ozonation-chemical filtration-sorption filter-UV-irradiation-membrane unit» provided not only for color and turbidity reduction but also for nearly hundred percent removal of manganese, fluorine and iron. This process scheme can be recommended for introduction at the water treatment plants.

Key words

, , , , ,

 

№1|2018

WATER QUALITY CONTROL

bbk 000000

UDC 628.1/.2:543.31

Egorova Yu. A., Bykova P. G., Kichigin V. I., Nesterenko O. I., Strelkova T. A.

Ecoanalytical control and monitoring of the water quality
in Samara municipality

Summary

In Samara municipality the industrial control of natural and drinking water quality is carried out by an accredited water quality testing center. The control is executed according to the program developed by «Samarskie Kommunal’nye Sistemy» LLC and approved by the Samara Area Department of the Federal Service for Supervision of Consumers Protection and Welfare. The control is performed at all the stages of water treatment beginning from the water source to water posts in the distribution network. Monitoring the water conditions in the surface water source provides for controlling the treatment facilities operating mode and selecting the required chemical dosages at every stage of the treatment process. Industrial quality control of the wastewater coming to the municipal treatment facilities and of the effluent is carried out by a chemical and bacteriological accredited testing laboratory at every process unit from the recei­ving chamber to the discharge to the Saratov water reservoir (before the discharge the effluent is biologically tested for acute toxicity). Sludge generated in the process of wastewater treatment is tested at every stage for physical, chemical microbiological, parasitological, toxicological and radiological parameters. The efficiency of the biological treatment facilities is evaluated basing on the results of hyd­robiological analysis of activated sludge. The laboratory facilities and continuous renovation of the basic infrastructure are described. Special attention is paid to the laboratory staff development and achievements.

Key words

, , , , , ,

 

№1|2018

ENVIRONMENTAL PROTECTION

bbk 000000

UDC 504.064.4:542.63

Palagin E. D., Bykova P. G., Gridneva M. A.

Calculation of the dilution rate in regulating effluent discharge
to water bodies

Summary

Effluent dilution is one of the methods of reducing the concentration of pollutants in water courses and water bodies. Dilution is quantitatively characterized by the dilution ratio of the discharged effluents. The current technique of developing the standards of permissible effluent discharges allows the use of different methods of calculating the dilution rate for water bodies; however their number is substantially less that the number of the methods developed for water courses. The hydraulic mode of water bodies differs significantly from the hydraulic mode of water courses and has a number of specific features that should be taken into account in the process of calculating the dilution rate. In water reservoirs and lakes both discharge and wind currents can occur that emerge under the wind impact that sets the upper water layers in motion that is transferred to the lower layers. This motion creates water setdown from one place to another causing water surface decline and inflow from the depth or from the adjacent water body zones; and also forming the compensating (gradient) current oppositely directed to the surface one. The methods of calculating the dilution ratio of the effluents discharged into water bodies and lakes are presented. The results of calculations for several options of the reference conditions are quoted. The limitations of using different methods are described. The necessary adjustments and recommendations for calculations of the general effluent dilution with account of the initial one are given. The conclusions are made related to the necessity of further developing and improving the methods of calculating the dilution ratio that take into account the specific conditions and size of water bodies.

Key words

, , , , ,

 

№1|2018

WATER DISTRIBUTION NETWORKS

bbk 000000

UDC 628.179.3

Egorova Yu. A., Konevskii E. V., Vas'kovskii A. V., Zaiko V. A.

Determining latent water losses in the water distribution networks in Samara by hydraulic model development and calibration

Summary

The Russian and international experience in water supply system management shows that the assessment of the efficiency of the solutions focused on ensuring the working capacity of a water supply and distribution system should take into account possible active search for the latent water losses in the process of the system operation. The successful solution of this task can be implemented only with the help of advanced computer technologies and appropriate software. With the purpose of improving the energy efficiency of the operating activities «Samarskie Kommunal’nye Sistemy» LLC carried out the search and subsequent elimination of the latent water losses in a localized water supply zone with a surface area of 560 hectare; Zulu Hydro hydraulic modeling program developed by «Politerm» Company and Water GEMS software developed by Bentley were approbated in practice. Based on the results of the calculations a 90 hectare area was picked out with the maximum potential unaccounted water losses. Besides, because of the occurrence of the boundaries of possible influence of the adjacent water supply zones in the designated area an assumption of the water migration was made. As a result of the elimination of the detected water losses the total water consumption in Samara lowered by 1.38%.

Key words

, , , ,

 

№1|2018

DESIGNING WATER SUPPY SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.1:614.842.62

Zaiko V. A., Il'in N. A., Sargsyan A. M.

Water supply systems for firefighting in small communities

Summary

The issues of arranging firefighting in small communities that usually lack firefighting water systems and the arrival of firefighting machinery sometime is delayed are discussed. The information on the availability of firefighting water systems in Russian communities and the number of fire accidents against population is presented. It is noted that special attention should be paid to establishing advanced water supply systems in small communities that can be also used for firefighting. A water supply scheme is proposed that provides for domestic water supply and external firefighting from fire hydrants eliminating the use of mobile pumping units. To accomplish this it would be reasonable to use regulating and reserve tanks to store a reserve water stock for firefighting; pumping units with variable speed drives; pipe fittings with electric operators; advanced automation equipment and water supply and distribution control systems. The options of operating modes of such water supply system in normal conditions and in case of fire are presented.

Key words

, , , ,

 

№1|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.316.12

Stepanov S. V., Panfilova O. N., Abdugaffarova K. K.

Removing heavy metal ions from wastewater in the process
of tertiary treatment with a new sorbent based on modified clays

Summary

The concentrations of heavy metal ions present in municipal and industrial wastewater after biological treatment often exceed the maximum permissible values set for fishery water bodies. Sorption on activated carbon is a popular method in wastewater tertiary treatment practice. However, activated carbon is rather expensive and ineffective in removing heavy metal ions. Lately zeolites that provide for meeting MPCfishery waterbodies in tertiary treatment have been used; however, their sorption capacity is low. In ordert to reduce the cost of tertiary treatment brand new sorption materials that are free from shortcomings of activated carbon and zeolites, widely used and affordable are required. The results of studying the removal of heavy metal ions from the model multicomponent solution with the use of new sorbents based on modified clays and peat from the Samara Region are presented. The activation was executed by thermal method. For the enhanced removal of copper, iron, manganese, zinc and lead ions from effluents the sorbent prepared from two clay types and peat in equal ratio with polyvinil acetate emulsion as a bonding agent turned to be most efficient. The required contact time of sorbent and solution was 90 minutes. For aluminium removal a sorbent prepared from two clay types, peat,wood ash and polyvinil acetate can be used with 150 minutes contact time with the solution. Sorbents prepared on the basis oft he Samara Region clays provide for meeting MPCfishery waterbodies in the process of removing copper, iron, manganese, zinc, lead and aluminium from municipal and industrial effluents after biological treatment.

Key words

, , , ,

 

№1|2018

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.312:556.164

Palagin E. D., Gridneva M. A., Bykova P. G., Nabok T. Yu.

Study of the dynamics of surface runoff composition of the urban lands

Summary

The qualitative composition of surface runoff of urban lands is affected by significant fluctuations. Studying its dynamics, determining possible regularities and causes of these fluctuations can be conveniently carried out with the use of the mathematical apparatus of the time series analysis. The procedure of seasonal decomposition was applied to the time series of monthly dynamics with the annual periodicity of seasonal fluctuations with the help of the multiplicative model. The results of the quantitative chemical analysis of surface runoff at the «XXII Party Congress» outfall of the Samara municipality for 2004–2016 were used as benchmark data. As a result of the performed analysis the occurrence of the seasonal regularities of the surface runoff composition changes was determined. The seasonal indices of 15 effluent quality parameters were determined: BODfull, suspended solids, mineralization, chlorides, sulfates, ammonium ion, nitrite ion, nitrate anion, phosphates (as phosphorus), total iron, copper, zinc, aluminium, oil products, and detergents (anionic). Based on the given seasonal decomposition of the time series the qualitative assessment of the effect of the trend, seasonal and random components on the unsteadiness of the surface runoff quality parameters was performed.

Key words

, , , , , ,

 

№1|2018

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.168.3

Atanov N. A. , Gorshkalev P. A., Chernosvitov M. D., Smirnova A. M.

Study of drinking water aggressiveness in the Samara municipality

Summary

The results of studying corrosion rate and steel pipe passivation time in the water distribution network of the Samara municipality are presented. To determine the rate of corrosion the gravimetrical method was used. Surface (the Volga River) and underground water (treatment facilities of the Kuibyshev Region) was used as a test object. The experimental studies showed that river water was corrosive in relation to steel pipes: the corrosion rate reached 0.1665 g/(m2·h) on the fifth month of exposure so far, whereas the samples had severe pitting (one month) and crater (5 months) injuries. The values of the corrosion rate in underground water were in the range of 0.01–0.06 g/(m2·h), and the investigated samples did not have any significant corrosion injuries. The experiment timing was not enough to complete passivation. By the example of the sample (50 years working service) it was shown that complete passivation of steel pipes with corrosion processes extinction and material integrity maintaining was possible; however, later the interior face of the pipe bottom line became covered with corrosion deposits (7 mm thick). The results of studying the drinking water aggressiveness de­monstrate the following: complete passivation of the interior face of steel pipes is provided by the formation of dense corrosive deposits; the growth of the corrosive deposits results in the decline of the pipe capacity; external corrosion of a non-insulated steel pipe under the wet conditions dominates and results in the formation of blue holes. Replacing steel pipe with plastic ones is economically sound.

Key words

, , , ,

 

mvkniipr ru 

ecw18 vst 200

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand

01 2018

Номер 1 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№1|2018

КАФЕДРЕ «ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ» АСА САМГТУ – 85 ЛЕТ!

bbk 000000

 

Стрелков А. К., Шувалов М. В., Бирюков В. В., Егорова Ю. А.

Базовая кафедра на предприятии как фактор развития  процесса подготовки высококвалифицированных специалистов

Аннотация

Кафедра «Водоснабжение и водоотведение» Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета организована в 1933 г. За 85 лет работы коллектив кафедры подготовил более 4250 дипломированных специалистов, включая бакалавров и магистров, а также выполнил значительный объем научно-исследовательских работ, большинство из которых завершались внедрением новых технологий в производство.


 

№1|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.16.8

Кичигин В. И., Стрелков А. К.

Исследование технологий очистки подземных вод северных регионов России

Аннотация

Представлены результаты исследований, посвященных возможности использования технологической схемы очистки подземных вод одного из северных регионов России. В состав универсальной контейнерной установки входят: озонаторы, электрофлотокоагуляторы, контактные осветлители и скорые фильтры, сорбционные фильтры с различными загрузками из активированного угля, мембранный фильтр, устройство для ультрафиолетового облучения воды, реагентное хозяйство для подачи в обрабатываемую воду коагулянта «Аква-Аурат™30» и флокулянта Praestol. Исходная вода характеризовалась как маломутная, цветная, среднеминерализованная (в основном хлоридно-сульфатно-бикарбонатная). Качественные показатели воды превышали требования СанПиН по цветности (72 град ПКШ), мутности (11,2 мг/дм3), фторидам (2,2 мг/дм3), железу общему (4,54 мг/дм3, в том числе Fe2+ – 4,51 мг/дм3), марганцу (0,11 мг/дм3). Показано, что обработка воды по схеме «озонирование – реагентное фильтрование – сорбционный фильтр – УФ-облучение – мембранная установка» обес­печивала не только снижение цветности и мутности, но и практически стопроцентное извлечение марганца, фтора и железа. Данная технологическая схема может быть рекомендована к внедрению на станциях водоподготовки.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№1|2018

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВОДЫ

bbk 000000

УДК 628.1/.2:543.31

Егорова Ю. А., Быкова П. Г., Кичигин В. И., Нестеренко О. И., Стрелкова Т. А.

Экоаналитический контроль и мониторинг качества воды в г. о. Самара

Аннотация

В городском округе Самара производственный контроль качества природной и питьевой воды осуществляется аккредитованным испытательным центром качества воды. Контроль проводится в соответствии с программой, разработанной ООО «Самарские коммунальные системы» и согласованной с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Самарской области. Контроль выполняется на всех этапах водоподготовки, начиная с источника водоснабжения и заканчивая водоразборными колонками на распределительной сети. Мониторинг состояния воды поверхностного источника позволяет контролировать режим работы сооружений и подбирать требуемые дозы реагентов на каждом этапе водоподготовки. Производственный контроль качества сточных вод, поступающих на городские очистные сооружения канализации, и очищенных сточных вод осуществляется аккредитованной испытательной химико-бактериологической лабораторией и выполняется по каждому технологическому сооружению, начиная с приемной камеры, до сброса в Саратовское водохранилище (перед выпус­ком в водохранилище вода проходит биотестирование на острую токсичность). Осадок, образующийся при очистке стоков, на каждом этапе подвергается анализу по физико-химическим, микробиологическим, паразитологическим, токсикологическим и радиологическим показателям. Оценка работы сооружений биологической очистки проводится по данным гидробиологического анализа активного ила. Рассказано об оснащении лабораторий современными приборами и оборудованием, о постоянном обновлении материально-технической базы. Особое внимание уделено повышению квалификации сотрудников химико-бактерио­логических лабораторий и достигнутым результатам.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2018

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

bbk 000000

УДК 504.064.4:542.63

Палагин Е. Д., Быкова П. Г., Гриднева М. А.

Расчет разбавления при нормировании сброса сточных вод в водоемы

Аннотация

Разбавление сточных вод – это один из методов снижения концентраций загрязняющих веществ в водотоках и водое­мах. Интенсивность процесса разбавления количественно характеризуется кратностью разбавления сбрасываемых сточных вод. Действующая методика разработки нормативов допустимых сбросов сточных вод в водоемы допускает использование различных методов расчета разбавления, однако их существенно меньше, чем методов, разработанных для водотоков. Гидравлический режим водоемов существенно отличается от режима водотоков и имеет особенности, которые должны учитываться при расчете разбавления. В водохранилищах и озерах могут присутствовать как стоковые, так и ветровые течения, возникающие под воздействием ветра, который приводит верхние слои воды в движение, передающееся нижележащим слоям. Такое движение создает сгон воды из одного места в другое, вызывая наклон водной поверхности и подток воды из глубины или с соседних участков водоема, а также образуя компенсационное (градиентное) течение, обратное по направлению к поверхностному. Представлены методики расчета кратности разбавления сточных вод при сбросе в водохранилища и озера. Приведены результаты расчета для нескольких вариантов исходных условий. Описаны ограничения для использования различных методов. Даны необходимые уточнения и рекомендации для выполнения расчета общего разбавления сточных вод с учетом начального. Сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития и совершенствования методов расчета кратности разбавления, учитывающих конкретные условия и размеры водоемов.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№1|2018

ВОДОПРОВОДНЫЕ СЕТИ

bbk 000000

УДК 628.179.3

Егорова Ю. А., Коневский Е. В., Васьковский А. В., Зайко В. А.

Определение скрытых потерь воды  на водопроводных сетях г. Самары путем построения  и калибровки гидравлической модели

Аннотация

Российский и зарубежный опыт управления системами водоснабжения показывает, что оценка эффективности решений, направленных на обеспечение работоспособности системы подачи и распределения воды, должна учитывать возможность активного поиска скрытых потерь в процессе ее эксплуатации. Успешное решение такой задачи может быть осуществлено только с помощью современных средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения. В рамках повышения энергоэффективности производственной деятельности ООО «Самарские коммунальные системы» были проведены работы по поиску и последующему устранению скрытых потерь воды в локальной зоне водоснабжения площадью 560 га. На практике апробирована программа гидравлического моделирования Zulu Hydro, разработанная компанией «Политерм», и программное обеспечение Water GEMS фирмы Bentley. По результатам расчетов была выделена область площадью 90 га с максимальным потенциалом наличия неучтенных расходов воды. Также ввиду нахождения в выделенной области границ возможного влияния смежных зон водоснабжения было сделано предположение о перетоке воды между ними. В результате устранения обнаруженных потерь воды общее водопотребление г. Самары снизилось на 1,38%.

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2018

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.1:614.842.62

Зайко В. А., Ильин Н. А., Саргсян А. М.

Системы водоснабжения для тушения пожаров в малых населенных пунктах

Аннотация

Рассматриваются вопросы организации тушения пожаров в малых населенных пунктах, где, как правило, отсутствуют системы противопожарного водоснабжения и не всегда обеспечивается быстрое прибытие специальной пожарной техники. Приводятся сведения о наличии в населенных пунктах России систем водоснабжения и количестве пожаров в зависимости от числа жителей. Отмечается, что особое внимание необходимо уделять созданию в малых населенных пунктах современных систем водоснабжения с возможностью их использования для пожаротушения. Предлагается схема системы водоснабжения, позволяющая обеспечить хозяйственно-питьевые нужды населения и наружное пожаротушение из пожарных гидрантов без использования передвижных насосных установок. Для этого целесообразно использовать: регулирующие и запасные емкости для хранения неприкосновенного противопожарного запаса воды; насосные агрегаты с частотно-регулируемыми электроприводами; трубопроводную арматуру с электрическим исполнительным механизмом; современные средства автоматики и управления системами подачи и распределения воды. Приведены варианты режимов работы такой системы водоснабжения в обычных условиях и при пожаре.

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.316.12

Степанов С. В., Панфилова О. Н., Абдугаффарова К. К.

Доочистка сточных вод от ионов тяжелых металлов новым сорбентом на основе модифицированных глин

Аннотация

В биологически очищенных городских и промышленных сточных водах присутствуют ионы тяжелых металлов, концентрации которых часто превышают ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения. В практике доочистки сточных вод распространенным методом является сорбция на активированных углях. Но угли имеют высокую стоимость и малоэффективны при удалении ионов тяжелых металлов. В последнее время для доочистки используют цеолиты, поз­воляющие достичь ПДКрыбхоз, но их сорбционная емкость невелика. Для снижения стоимости доочистки нужны принципиально новые сорбционные материалы, которые лишены недостатков активированного угля и цеолитов, широко распространены и доступны. Представлены результаты исследований по извлечению ионов тяжелых металлов из модельного многокомпонентного раствора с применением новых сорбентов на основе модифицированных глин и торфа Самарского региона. Активацию проводили термическим способом. Для глубокой очистки сточных вод от ионов меди, железа, марганца, цинка и свинца наиболее эффективным оказался сорбент, изготовленный из двух видов глин и торфа в равных соотношениях с эмульсией поливинилацетата в качестве связующего. Требуемая продолжительность контакта сорбента и раствора составила 90 минут. Для удаления алюминия может быть использован сорбент, полученный из двух видов глин, торфа, древесной золы и поливинилацетата при длительности контакта с раствором 150 минут. Сорбенты, изготовленные на основе глин Самарского региона, позволяют достичь ПДКрыбхоз при до­очистке биологически очищенных городских и промышленных сточных вод от меди, железа, марганца, цинка, свинца и алюминия.

Ключевые слова

, , , ,

 

№1|2018

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.312:556.164

Палагин Е. Д., Гриднева М. А., Быкова П. Г., Набок Т. Ю.

Исследование динамики состава поверхностного стока урбанизированных территорий

Аннотация

Качественный состав поверхностного стока урбанизированных территорий подвержен значительным колебаниям. Исследование его динамики, определение возможных закономерностей и причин этих колебаний удобно проводить с привлечением математического аппарата анализа временных рядов. Процедура сезонной декомпозиции применялась к временному ряду месячной динамики с годовой периодичностью сезонных колебаний с помощью мультипликативной модели. В качестве исходных данных использованы результаты количественного химического анализа поверхностных сточных вод на выпуске «XXII Партсъезда» городского округа Самара за 2004–2016 годы. В результате проведенного анализа выявлено наличие сезонных закономерностей изменения состава поверхностного стока. Определены индексы сезонности по 15 показателям качества сточных вод: БПКполн, взвешенные вещества, минерализация, хлориды, сульфаты, аммоний-ион, нитрит-анион, нитрат-анион, фосфаты (по фосфору), железо общее, медь, цинк, алюминий, нефтепродукты, СПАВ (анионоактивные). На основе данных сезонной декомпозиции временных рядов количественно оценен вклад тенденции, сезонной и случайной составляющих в изменчивость показателей качества поверхностного стока.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№1|2018

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 628.168.3

Атанов Н. А., Горшкалев П. А., Черносвитов М. Д., Смирнова А. М.

Исследования коррозионной активности питьевой воды в г. о. Самара

Аннотация

Приведены результаты исследований по определению скорости коррозии и времени пассивации стальных труб в водопроводной сети городского округа Самара. Для определения скорости коррозии использовался гравиметрический метод. В качестве объектов испытания использовались поверхностные воды (река Волга) и подземные воды (очистные сооружения Куйбышевского района). Экспериментальные исследования показали, что речная вода агрессивна по отношению к стальным трубам: значение скорости коррозии достигло 0,1665 г/(м2·ч) уже на пятый месяц экспозиции, а образцы имели сильные питтинговые (один месяц) и язвенные (5 месяцев) поражения. Значение скорости коррозии в воде подземного источника находилось в пределах 0,01–0,06 г/(м2·ч), а исследуемые образцы не имели каких-либо значительных коррозионных разрушений. Времени проведения опыта оказалось недостаточно для полной пассивации. На примере образца (срок эксплуатации 50 лет) показано, что возможна полная пассивация стальных труб с прекращением всех коррозионных процессов и сохранением целостности материала, однако впоследствии внутренняя поверхность трубы в лотковой зоне зарастает коррозионными отложениями (толщина 7 мм). Результаты исследований коррозионной активности питьевой воды показали следующее: полная пассивация внутренней поверхности стальных труб обеспечивается за счет образования плотных коррозионных отложений; нарастание толщины коррозионных отложений приводит к снижению пропускной способности труб; внешняя коррозия неизолированной стальной трубы во влажной среде является доминирующей и приводит к образованию свищей. Экономически оправдана замена стальных труб пластмассовыми.

Ключевые слова

, , , ,

 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

ecw18 vst 200

Конференция итог

VAK2

Яковлевские чтения 2018

Animation myproject 100x100

GIF 100x100 ЭЭВ21 XIV

Трубопроводная арматура АБРАДОКС, АБРА, ABRADOX, ABRA