11 2018

Number 11 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№11|2018

SUE «vodokanal of st. petersburg» –
160 YEARS IN THE SERVICE OF THE GREAT CITY

bbk 000000

UDC 628.218

Karmazinov F. V., Zhitenev A. I., Shunto I. P., Kuz’min V. A., Spivakov M. A., Pulin O. V., IGNATCHIK V. S., Ignatchik S. Iu., Kuznetsova N. V.

The use of stochastic methods in determining the required capacity of regulating units in combined sewers

Summary

The flows of wastewater removed by the combined sewers are characterized by high irregularity caused by the random nature of rainfall and snow melting. One of the ways of improving the reliability of these systems is the introduction of flow regulating units. They have been designed to diverse wastewater between the sanitation districts in case of emergency or in case of the actual wastewater inflow in one of them, e. g. because of over-estimated rainfall, exceeding the actual capacity of the regulating units. The method of determining the required capacity of the flow regulating units with the use of stochastic methods was developed. By the example of the wastewater disposal system of Saint-Petersburg it was stated that the required supply of the sewage pumping station (SPS No. 6) functioning as a regulating unit between the left-bank and right-bank sanitation districts was of random nature and was distributed according to the exponential law with the increasing probability of using the modes with lower supply.

Key words

, , , , ,

 

№11|2018

SUE «VODOKANAL OF ST. PETERSBURG» –
160 YEARS IN THE SERVICE OF THE GREAT CITY

bbk 000000

UDC 628.211:53.072.12

Karmazinov F. V., Zhitenev A. I., Shunto I. P., Kuz’min V. A., Kostenko I. G., Martiugin V. A., Pulin O. V., IGNATCHIK V. S., Ignatchik S. Iu., Kuznetsova N. V., Fes’kova A. Ia.

Specific features of hydraulic mode simulation for combined sewers

Summary

Hydraulic simulation of sewerage networks in big cities in practice involves input of large quantities of data on all the network sections including the yard ones. This complicates significantly and extends the time required for fulfilling the task. Therefore developing express-method of hydraulic simulation of transporting facilities of sewers will provide for reducing the amount of input information without reducing the accuracy of the calculation results. In order to substantiate the method experimental studies in one of the sanitation districts of Saint-Petersburg were carried out. By experiment it was stated that the use of simplified hydraulic simulation with account of only street networks (without the yard ones) resulted in 20% overestimation of the calculated flows. Herewith the express-method of calculating wastewater flows in combined sewers depending on the rainfall intensity that allows the use of hydraulic simulation with account of only street networks where virtual tanks are simulated with a capacity equal to the capacity of the yard networks connected to them has been experimentally substantiated. The method error is 2–5%.

Key words

, , , , ,

 

№11|2018

SUE «VODOKANAL OF ST. PETERSBURG» –
160 YEARS IN THE SERVICE OF THE GREAT CITY

bbk 000000

UDC 628.21/.25

Perminov N. A., Vasilyev V. M., Stolbikhin Iu. V., Perminov A. N., Klementyev M. N.

Geotechnical and technological aspects of ensuring the safety of tunnel sewers under the conditions of loose ground of Saint-Petersburg

Summary

Intensive development of metropolitan cities calls for the sustainable operation of the municipal underground infrastructure facilities. Special protection is needed for tunnel sewers of long-term serviceability. Both external and internal factors can influence accidents on sewers. Among the causes of sewer deterioration the following can be identified: sewer trough wear, physical and mechanical structural damages caused by external factors and impact of chemically aggressive wastewater. However, corrosion processes in sewers pose the key problem. The main specific feature of the big sewer operation is the process of microbiological (gas) corrosion of concrete and fittings as well as the technical equipment of the shafts. The defect symptoms are presented together with the new methods of tunnel sewer diagnostics based on the sophisticated materials of their operation under the conditions of loose ground and intensive man-induced impact. The geotechnological methods of protecting tunnel sewers of long-term serviceability have been developed. The unrivalled experience of using these methods at the St. Petersburg facilities with monitoring support is presented. The system of sewer testing has been developed; the basic methods of protection against deterioration have been presented. The most widely used methods of tunnel sewer protection in Saint-Petersburg are so called passive. They are based on the advanced choice of corrosion-proof materials in direct contact with corrosive media. The importance of combined geotechnical and internal monitoring of tunnel sewers is shown.

Key words

, , , ,

 

№11|2018

WATER INDUSTRY

bbk 000000

UDC 628.11(470.6)

Mikheeva I. V.

Water projects, water supply and wastewater disposal conditions in the communities of the Southern Federal District

Summary

Drinking water quality maintenance has been one of the priority tasks of the national sanitary and epidemiologic service activities. The population practically in all the territorial entities of the Southern Federal District suffers from the scarcity of pathogen-free drinking water because of the undercapacity of the waterworks, unsatisfactory sanitary condition of the drinking water transportation systems, inefficient use of drinking water for watering garden plots in summer, lack of the good quality water supply sources. The root cause of water sources pollution is the discharge of poorly treated effluents and raw wastewater, storm water, drainage water from irrigation systems into the water bodies. The source of sea water pollution is raw wastewater and poorly treated effluents discharged by inefficient wastewater treatment facilities. Most wastewater treatment facilities, sewers of different projects and communities on the territory of the Southern Federal District need rehabilitation, capital repair and upgrade. Drinking water quality depends on the condition and quality of the water source, water treatment technology and condition of the distribution networks that predetermines the need of water use optimization. The proposals on improving the condition of water supply and wastewater disposal and ensuring the epidemiological welfare of the population of the communities of the Southern Federal District are presented.

Key words

, , , , , , ,

 

№11|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161.3

Getmantsev S. V., Sychev A. V., Getmantsev V. S.

Prospects of coagulation water treatment

Summary

Despite the significant progress and increasing popularity of membrane water treatment methods chemical treatment keeps hol­ding tightly its position. One of the most important characteristics of coagulants based on polyaluminium chloride is the basicity. The basicity, all other conditions being equal, determines the dealkylation rate and pH of water subject to coagulation. The value of pH obtained after coagulant hydrolysis, in its turn, determines the zeta potential of colloids present in water and kinetic persistence of the colloid system. During coagulation each type of colloid water pollutants has corresponding optimal pH value. The development of the technology of polyaluminium chloride production from high-purity metallic aluminium by «Aurat» JSC resulted in market launch of EPOKHA™ coagulant trademark with 40–83% basicity. The use of EPOKHA™ provides for choosing an optimal modification of polyaluminium chloride for every customer and every climatic season. Another new product manufactured by «Aurat» OJSC under GranEKO™ trademark is crystalline aluminium chlorhydrate with 65–83% basicity. The concentration of active matter in such product is up to 50% as Al2O3. High basicity provides for using GranEKO™ for the clarification of water with low alkaline reserve eliminating the use of alkalizing agents. An important trend in developing chemical water treatment means is the development of composite chemicals combining inorganic coagulant and organic polyelectrolyte. New composite chemicals of ERCHV™ series present a combination of coagulant based on aluminium salt, polydiallyldimethylammonium chloride and modifying additives that provide for the synergetic effect and storage stability. The variety of characteristics of water subject to treatment and applied process flow schemes require an integrated approach to the problem of pH correction during coagulation by using coagulant with higher or lower basicity and changing the injection point.

Key words

, , , , ,

 

№11|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.16.087

FESENKO L. N., Skryabin A. Yu., Bessarabov S. Iu., Pchel'nikov I. V., Ignatenko S. I.

Utilization of concentrate from reverse osmosis units  in the production of electrolytic sodium hypochlorite

Summary

Owing to high efficiency and minimum chemical consumption reverse osmosis and nanofiltration have been widely used in process flow schemes of drinking water demineralization and softening and water preparation for industrial use (in steam boiler-houses, recycling cooling circuits, heat network make up etc.). However, the methods of membrane separation are accompanied by concentrate generation which is very difficult to process and utilize. The data on utilization of concentrates of membrane separation units with obtaining chloride-sodium raw material for the production of electrolytic low-concentrated sodium hypochlorite is presented. Since the waste stream of reverse osmosis units contains elevated concentrations not only of chloride ions but also of Са2+, Mg2+, НCO3- and SO42- ions it would be reasonable at the first stage to reduce the amount of process concentrate by repeated concentrating as per flowchart «nanofiltration-reverse osmosis». Further on the concentrate of nanofiltration containing mainly Са2+, Mg2+ and SO42- divalent ions is subject to chemical treatment as per flowchart: at the first stage with barium compounds; at the second stage with sodium carbonate and hydroxide. This will allow separating practically insoluble BaSO4 from the solution with its precipitation in a vortex reactor or first-stage lamellar separator; then CaCO3 and Mg(OH)2 low-soluble in alkaline environment are precipitated in the second stage reactor. BaSO4, CaCO3 and Mg(OH)2  insoluble salts removed from the mass balance are dewatered in a filter-press and sold as commodity or raw products. Aqueous solution of sodium chloride is repeatedly concentrated by three-stage reverse osmosis to obtain 2–2.5% aqueous solution of table salt – high-grade raw material for the production of electrolytic sodium hypochlorite with 6–8 g/l chlorine equivalent concentration. Chlorine-containing product can be used for drinking and waste water disinfection, biocidal processing of cooling to­wers, heat exchanging units for preventing and removing biofouling, washing ultra-and microfiltration membranes, disinfecting water treatment facilities and equipment, pipelines and other components used in the production of drinking and process water.

Key words

, , , , ,

 

№11|2018

WATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.165:66.081.63

Kurdiumov V. R., Timofeev K. L., Kraiukhin S. A.

Specific features of using reverse osmosis for mine water treatment

Summary

The possibility of using reverse osmosis for treatment of mine water from dead copper-nickel pits was studied. The composition of mine water was, mg/dm3: Mn 0,6–1; Fe 0,01–0,1; Ni 0,8–1,5; Cu 0,3–0,5; Zn 0,05–0,25; Co 0,02–0,07; Na 35–50; Ca 125–150;
Mg 35–45; SO4 100–200; Cl 65–75; Al 0,02–0,05; Si 9–11; Se 0,1–0,2; As < 0,005; Te < 0,005; Pb < 0,005; Hg < 0,00005; salt content 750–850; total hardness 9.5–11.5 °dGH; рН 7–7.5. The studies were carried out in a pilot plant with a capacity of 1 m3/h with original mine water. The plant included ultrafiltration and reverse osmosis modules. The permeate yield varied in the range of 50–75% of the original water volume. The method of chemical mine water demanganation and de-ironing at the primary treatment stage was tested. The quality of effluent (permeate) fully conforms to the drinking water requirements. The operating conditions of the pilot plant are described; the chemical unit consumption is presented. The specific features of using reverse osmosis technology for mine water treatment are described. The basic performance indicators of the reverse osmosis unit in terms of the equivalent amount of 1 m3/h at
the effluent output of 75% of the inflow are presented. The method of concentrate utilization is described providing its yield is reduced to 5% which makes it possible to extract valuable admixtures (non-ferrous metals).

Key words

, , , , , , ,

 

№11|2018

INTERNATIONAL EXHIBITIONS AND CONFERENCES

bbk 000000

 

«On the experience of upgrading water supply
and wastewater disposal systems in public utilities
and industries» Conference Results

Аннотация

Научно-практическая конференция, которая проходила в г. Ялте 1–5 октября 2018 г., стала постоянной рабочей площадкой Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения для своевременного решения актуальных задач отрасли и подтвердила международный статус ввиду участия коллег из КНР, Белоруссии, Казахстана. Конференция поддержана главой Республики Крым С. В. Аксеновым и собрала 150 участников: ученых, специалистов, практиков, экспертов отрасли.

 

 

№11|2018

INTERNATIONAL EXHIBITIONS AND CONFERENCES

bbk 000000

 

«ECWATECH–2018»

Аннотация

Тематика форума «ЭКВАТЭК» охватывает широкий спектр вопросов, связанных с коммунальным и промышленным водоснабжением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, обработкой осадка, строительством и эксплуатацией трубопроводных систем и водохозяйственных сооружений. В течение трех дней специалисты водной отрасли обменялись опытом и информацией, а посетители ознакомились с новейшими технологиями и решениями для водохозяйственного комплекса.

 

 
<< Start < Prev 1 2 Next > End >>
Page 1 of 2

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand

11 2018

Номер 11 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№11|2018

ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА –
160 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ

bbk 000000

УДК 628.218

Кармазинов Ф. В., Житенев А. И., Шунто И. П., Кузьмин В. А., Спиваков М. А., Пулин О. В., Игнатчик В. С., Игнатчик С. Ю., Кузнецова Н. В.

Применение вероятностно-статистических методов при определении требуемой производительности  узлов регулирования общесплавных систем водоотведения

Аннотация

Расходы сточных вод, отводимые общесплавными системами водоотведения, характеризуются высокой степенью неравномерности, вызванной случайным характером выпадения дождей и интенсивности таяния снега. Одним из направлений повышения надежности таких систем является внедрение узлов регулирования стока. Они предназначены для переброски сточных вод между бассейнами канализования при возникновении аварийных ситуаций или превышении в одном из них фактического притока сточных вод, например при выпадении сверхрасчетных дождей, над фактической производительностью узлов регулирования. Разработан метод определения требуемой производительности узлов регулирования стока с применением вероятностно-статистических методов. На примере системы водоотведения Санкт-Петербурга установлено, что требуемая подача канализационной насосной станции (КНС 6), выполняющей роль узла регулирования между левобережным и правобережным бассейнами водоотведения, носит случайный характер и распределена по экспоненциальному закону с увеличением вероятности использования режимов с более низкими подачами.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2018

ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА –
160 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ

bbk 000000

УДК 628.211:53.072.12

Кармазинов Ф. В., Житенев А. И., Шунто И. П., Кузьмин В. А., Костенко И. Г., Мартюгин В. А., Пулин О. В., Игнатчик В. С., Игнатчик С. Ю., Кузнецова Н. В., Феськова А. Я.

Особенности моделирования гидравлических режимов
общесплавных систем водоотведения

Аннотация

Гидравлическое моделирование сетей водоотведения больших городов на практике связано с введением большого объема информации по всем участкам сетей, включая дворовые. Это существенно усложняет и увеличивает продолжительность выполнения решаемой задачи. По указанным причинам создание экспресс-метода гидравлического моделирования транспортных сооружений систем водоотведения позволяет сократить объем вводимой информации без снижения точности результатов расчета. Для его обоснования проведены экспериментальные исследования на одном из бассейнов водоотведения Санкт-Петербурга. Экспериментально установлено, что применение упрощенного гидравлического моделирования с учетом только уличных сетей (без дворовых) приводит к завышению расчетных расходов до 20%. При этом экспериментально обоснован экспресс-метод оценки расходов сточных вод общесплавных систем водоотведения в зависимости от интенсивности дождей, допускающий применение гидравлического моделирования с учетом только уличных сетей, на которых смоделированы виртуальные емкости, равные объему дворовых сетей, подключенных к ним. Погрешность метода составляет 2–5%.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2018

ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА –
160 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ

bbk 000000

УДК 628.21/.25

Перминов Н. А., Васильев В. М., Столбихин Ю. В., Перминов А. Н., Клементьев М. Н.

Геотехнические и технологические аспекты  обеспечения безопасности тоннельных коллекторов  в условиях слабых грунтов Санкт-Петербурга

Аннотация

Интенсивное развитие мегаполисов вызывает необходимость устойчивого функционирования объектов подземной городской инфраструктуры. В особой защите нуждаются длительно эксплуатируемые тоннельные канализационные коллекторы. На возникновение аварий на коллекторах могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. Среди причин разрушения коллекторов выделяют истирание лотка коллектора, физико-механические повреждения конструкции коллектора, вызванные внешними факторами, и воздействие химически агрессивных сточных вод. Однако процессы коррозии в коллекторах в настоящее время представляют наиболее острую проблему. Основной особенностью работы крупных канализационных коллекторов является процесс микробиологической (газовой) коррозии бетона и арматуры, а также технологического оснащения шахт. Приводятся признаки дефектов и новые методы диагностирования тоннельных коллекторов на основе обширных материалов изучения их работы в условиях слабых грунтов и интенсивных техногенных воздействий. Разработаны геотехнологические методы защиты длительно эксплуатируемых тоннельных канализационных коллекторов. Приводится уникальный опыт применения этих методов на объектах Санкт-Петербурга с мониторинговым сопровождением. Разработана система диагностирования коллекторов и представлены основные методы защиты от разрушения. Для защиты канализационных коллекторов в Санкт-Петербурге наиболее широко применяются методы, называемые пассивными. Они основаны на заблаговременном выборе стойких материалов, находящихся в непосредственном контакте с агрессивной средой. Показана важность совместного геотехнического и внутреннего мониторинга тоннельных канализационных коллекторов.

Ключевые слова

, , , ,

 

№11|2018

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО

bbk 000000

УДК 628.11(470.6)

Михеева И. В.

Водные объекты, состояние водоснабжения и водоотведения населенных пунктов  на территории Южного федерального округа

Аннотация

Сохранение качества питьевой воды является одной из самых приоритетных задач в деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы. Население практически во всех субъектах Южного федерального округа испытывает дефицит доброкачественной питьевой воды в связи с недостаточной мощностью водопроводных соо­ружений, неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием систем транспортировки питьевой воды, ее нерациональным использованием на полив приусадебных участков в летнее время, отсутствием доброкачественных источников водоснабжения. Основной причиной загрязнения водных объектов является сброс значительных объемов недостаточно очищенных и неочищенных сточных, ливневых, дренажных вод с оросительных систем в водные объекты. Источниками загрязнения морской среды остаются неочищенные и недостаточно очищенные сточные воды, сбрасываемые с неэффективно работающих очистных соо­ружений канализации. На большинстве территорий Южного федерального округа очистные сооружения канализации, канализационные коллекторы различных объектов и населенных мест требуют реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения. Качество питьевой воды зависит от состояния и качества водоисточника, технологий водоподготовки и состояния водопроводных сетей, что предопределяет необходимость оптимизации водопользования. Даны предложения по улучшению состояния водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Южного федерального округа и обеспечению эпидемиологического благополучия населения.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№11|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161.3

Гетманцев С. В., Сычев А. В., Гетманцев В. С.

Перспективы коагуляционной обработки вод

Аннотация

Несмотря на значительный прогресс и растущую популярность мембранных методов очистки воды, реагентная обработка продолжает прочно удерживать свои позиции. Одним из важнейших характеристик коагулянтов на основе полиоксихлорида алюминия (ПОХА) является основность. От основности, при прочих равных условиях, зависят степень снижения щелочности и рН воды, подвергающейся коагуляционной обработке. Значение рН, которое достигается по окончании гидролиза коагулянта, в свою очередь определяет электрокинетический потенциал коллоидов, присутствующих в воде, и кинетическую устойчивость коллоидной системы. Каждому типу коллоидных загрязнителей воды соответствует оптимальное значение pH при проведении коагуляции. Результатом работы ОАО «Аурат» по освоению технологии производства ПОХА из высокочистого металлического алюминия стал вывод на рынок коагулянта марки ЭПОХА™ с основностью от 40 до 83%. Использование ЭПОХА™ позволяет подобрать для каждого потребителя и для каждого климатического сезона оптимальную модификацию ПОХА. Другой новый продукт, выпускаемый ОАО «Аурат» под маркой ГранЭКО™, представляет собой кристаллический хлоргидрат алюминия 65–83% основности. Содержание активного вещества в таком продукте составляет до 50% по Al2O3. Высокая основность позволяет использовать ГранЭКО™ для осветления вод с низким щелочным резервом без применения подщелачивающих агентов. Важным направлением развития средств для химводоподготовки является разработка композиционных реагентов, сочетающих в своем составе неорганический коагулянт и органический полиэлектролит. Новые композиционные реагенты серии ЭРЧВ™ представляют собой композицию из коагулянта на основе соли алюминия, полидиаллилдиметиламмония хлорида и модифицирующих добавок, обес­печивающих проявление синергетического эффекта и стабильность при хранении. Разнообразие характеристик очищаемых вод и применяемых технологических схем требует комплексного подхода к решению вопроса корректировки pН, при котором проходит коагуляция, путем использования коагулянта большей или меньшей основности и переноса точки его ввода.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.16.087

Фесенко Л. Н., Скрябин А. Ю., Бессарабов С. Ю., Пчельников И. В., Игнатенко С. И.

Применение концентрата установок обратного осмоса в технологии производства  электролизного гипохлорита натрия

Аннотация

Обратный осмос и нанофильтрация благодаря высокой эффективности и минимальному расходу реагентов широко применяются в технологических схемах деминерализации и умягчения воды для хозяйственно-питьевых целей и подготовки воды в промышленном производстве (для паровых котельных, оборотных охлаждающих циклов, подпитки теп­лосетей и др.). Однако методы мембранного разделения сопровождаются образованием концентрата, очистка и утилизация которого представляет сложную задачу. Приведены данные по утилизации концентратов установок мембранного разделения с получением хлоридно-натриевого сырья для производства электролизного низкоконцентрированного гипохлорита натрия. Поскольку стоки от обратноосмотических установок содержат повышенные концентрации не только хлорид-ионов, но и ионов Са2+, Mg2+, НCO3- и SO42-, целесообразно на первом этапе уменьшить объем технологического концентрата многократным концентрированием по схеме «нанофильтрация – обратный осмос». Далее концентрат от нанофильтрации с содержанием преимущественно двухвалентных ионов Са2+, Mg2+ и SO42- подвергается реагентной обработке последовательно по схеме: на первой ступени соединениями бария, на второй – карбонатом и гидроксидом натрия. Это позволит выделить из раствора на первом этапе практически нерастворимый BaSO4 с его осаждением в вихревом реакторе или ламельном сепараторе первой ступени, далее проводится осаждение малорастворимых в щелочной среде CaCO3 и Mg(OH)2 в реакторе второй ступени. Выведенные из материального баланса нерастворимые соли BaSO4, CaCO3 и Mg(OH)2  обезвоживаются на фильтр-прессе и используются в качестве товарного или сырьевого продукта. Водный раствор хлорида натрия доконцентрируется трехступенчатым обратным осмосом с получением 2–2,5-процентного водного раствора (22–25 г/л) поваренной соли – высокосортного сырья для производства электролизного гипохлорита натрия с концентрацией 6–8 г/л по эквиваленту хлора. Хлорсодержащий продукт может быть использован для обеззараживания питьевых и сточных вод, биоцидной обработки градирен, теплообменных аппаратов для предотвращения и удаления биообрастаний, промывки ультра- и микрофильтрационных мембран, дезинфицирующей обработки сооружений и аппаратов водоподготовки, трубопроводов и иных комплектующих в производстве питьевой и технической воды.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№11|2018

ВОДОПОДГОТОВКА

bbk 000000

УДК 628.165:66.081.63

Курдюмов В. Р., Тимофеев К. Л., Краюхин С. А.

Особенности очистки шахтной воды  по технологии обратного осмоса

Аннотация

Исследована возможность очистки шахтной воды одного из отработанных медно-никелевых рудников методом обратного осмоса. Состав шахтной воды, мг/дм3: Mn 0,6–1; Fe 0,01–0,1; Ni 0,8–1,5; Cu 0,3–0,5; Zn 0,05–0,25; Co 0,02–0,07; Na 35–50; Ca 125–150; Mg 35–45; SO4 100–200; Cl
65–75; Al 0,02–0,05; Si 9–11; Se 0,1–0,2; As < 0,005; Te < 0,005; Pb < 0,005; Hg < 0,00005; солесодержание 750–850; общая жесткость 9,5–11,5 °Ж; рН 7–7,5. Исследования проводились на опытной установке производительностью 1 м3/ч по исходной шахтной воде. Установка состоит из модулей ультрафильтрации и обратного осмоса. Степень выхода пермеата варьировалась в диапазоне 50–75% от объема исходной воды. Опробован способ реагентной деманганации и обезжелезивания шахтной воды на предварительной стадии очистки. Качество очищенной воды (пермеата) полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к воде хозяйственно-питьевого назначения. Описаны режимные параметры работы опытной установки, указаны расходные нормы реагентов. Приведены особенности использования технологии обратного осмоса применительно к очистке шахтной воды. Определены основные технико-экономические показатели работы установки обратного осмоса в пересчете на 1 м3/ч очищенной воды при ее выходе 75% от входящего потока. Описан способ утилизации концентрата при условии уменьшения его выхода до 5%, что делает возможным извлечение ценных примесей (цветных металлов).

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№11|2018

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

Итоги конференции «Об опыте модернизации систем  водоснабжения и водоотведения в ЖКХ и промышленности»

Аннотация

Научно-практическая конференция, которая проходила в г. Ялте 1–5 октября 2018 г., стала постоянной рабочей площадкой Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения для своевременного решения актуальных задач отрасли и подтвердила международный статус ввиду участия коллег из КНР, Белоруссии, Казахстана. Конференция поддержана главой Республики Крым С. В. Аксеновым и собрала 150 участников: ученых, специалистов, практиков, экспертов отрасли.

 

 

№11|2018

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

bbk 000000

 

13-й Международный водный форум
«Вода: экология и технология» – «ЭКВАТЭК–2018»

Аннотация

Тематика форума «ЭКВАТЭК» охватывает широкий спектр вопросов, связанных с коммунальным и промышленным водоснабжением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, обработкой осадка, строительством и эксплуатацией трубопроводных систем и водохозяйственных сооружений. В течение трех дней специалисты водной отрасли обменялись опытом и информацией, а посетители ознакомились с новейшими технологиями и решениями для водохозяйственного комплекса.

 

 
<< В начало < Назад 1 2 Вперёд > В конец >>
Страница 1 из 2

mvkniipr ru 

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand