02 2018

Number 2 / 2018

To download all number in format PDF (in Russian)The further text is accessible on a paid subscription.
For authorisation enter the login/password.
Or subscribe

Number maintenance (pdf) (doc)

Number abstract (doc)

Literature lists to articles (doc)


 

№2|2018

DRINKING WATER SUPPLY

bbk 000000

UDC 628.161:544.723

Gvozdev V. A., Portnova T. M., Iatsinevich N. V.

Regeneration of the sorption capacity of granulated activated carbon

Summary

The analysis of the Neva River water quality parameters shows the changes in the chemical, biological and physical composition of the water under the environmental impact. Microbial as well as organic chemical pollutants get into the water source. Among all the monitored drinking water quality indicators the customers recognize bad smell at once. Double-layer filter bed (sand and activated carbon) provides for the efficient removal of colloid compounds and finely dispersed particles with low hydraulic size. Herewith the granulated carbon layer traps various organic compounds and water soluble oil products. Owing to the process of chemical compound oxidation (destruction) by ozonation and subsequent treatment with sorbent the chemical substances that flavor water with taste and smell are removed; as well as the color and permanganate value are lowered. When using powdered activated carbon at the filtration facilities achieving the treatment efficiency and estimation of the costs are required because in case chlorine-containing chemical is added to the water immediately after activated carbon is introduced the consumption of disinfection chemicals significantly increases. Thus, it is very important to include a sorption unit with granulated activated carbon to improve the reliability of water treatment. The efficiency of water treatment with granulated activated carbon was tested in K-6 unit at the Southern Waterworks of Saint-Petersburg. The evaluation of the water quality parameters after carbon reactivation was made. Reactivation of Filtrasorb TL 830 activated carbon under the selected process conditions provides for the satisfactory regeneration of the material sorption capacity while preserving its mechanical properties.

Key words

, , , , , ,

 

№2|2018

RUSSIAN WATER AND WASTEWATER ASSOCIATION

bbk 000000

UDC 628.1/.2:336.7

Berezin S. E., Pupyrev E. I., Bazhenov V. I., Samburskii G. A.

Development of the method of life cycle costing of the equipment, systems and facilities for water supply and wastewater disposal

Summary

The Expert-Technological Board of the Russian Water and Wastewater Association has developed «The method of life cycle cos­ting of the equipment, systems and facilities for water supply and wastewater disposal». The method was presented at X Conference of Russian Vodokanals (September 19–22, 2017, Kaliningrad), and at the present moment it is under approval of the Federal Anti-Monopoly Service. The analysis of the life cycle cost estimate methods – international (for the purpose of the compliance with the state procurements) and domestic (their use is not of system character). The calculation dependencies are presented also with account of discounting expenditures of the current cost in time. The categories of pertainance of the calculation objective are presented: the first – equipment, products; the second – capital construction projects. The adaptation of the estimate indicators to the international practice is accompanied with the support of the generally accepted abbreviation to simplify the procedure of the foreign representatives participating in the Russian tenders. The references to the examples of the approbation of the life cycle cost calculation in accordance with the functional specific features of the developed method related to the technical and technologic aspects as well as to the projects – research and design and experimental, public-private partnership, performance and leasing contracts are given.

Key words

, , , ,

 

№2|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.33:665.622.43

Urmitova N. S., Abitov R. N., Nizamova A. Kh., Khabibullin R. R.

The use of coarse coalescent materials in the units
for oil field water treatment

Summary

The Republic of Tatarstan is a federal subject of Russia with high technology and economic level including petrochemical, oil extraction and oil refining industries. At the oil extraction facilities big amounts of oily water are generated. Reuse of this water for oil reservoir flooding to improve the production rate is an efficient method of utilization. Before the injection oil and mechanical admixtures must be removed from wastewater. This is provided by sedimentation method. To enhance the process wastewater pretreatment is used. Coalescence process with the use of granulated coalescent porous media is one of the most efficient methods. To enhance the treatment process granulated coalescent materials based on polymers and expanded clay were developed. As a result of experimental studies it was concluded that coarse hydrophobic media with increased filtration rate that work in self-regeneration mode is the best material for coalescence. Herewith the purification level is improved and the duration of sedimentation process is cut by half and more.

Key words

, , , , , ,

 

№2|2018

WASTEWATER TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.17.001.4

Kofman V. Ya.

Chemical information study of wastewater
(review)

Summary

The research discipline «Chemical information study of wastewater» has originated and made rapid strides since the beginning of 2000-ies in response to the demand of developing the channels of acquiring the information on the use of broad spectrum of banned narcotics and pharmaceuticals, on the effect of toxic substances, on some health indicators of the population and its size inside the territory under the study. Compared to the traditional methods of questioning and social-epidemiologic studies that imply the compilation of statistics, study of medical reports, acquisition of the information on the production and sale of the relevant medications the considered approach has certain advantages and provides for establishing continuous monitoring almost on a real-time basis. The method includes measuring the concentrations of active substances and/or metabolites of the medications studied that enter the sewer as a result of the excretion from the human organism and using the method of this data processing to determine the level of consumption of medications or narcotics by the population living on the territory served by the sewer network. Similarly the level of the population exposure to the impact of pollutants can be determined. The data obtained in some countries with the use of the considered approach corresponds to the results of the traditional studies, and, in some cases is a successful supplement. It is supposed that the significance and efficiency of the method will grow as well as under the conditions of the sewer network upgrade.

Key words

, , , , ,

 

№2|2018

SURFACE RUNOFF TREATMENT

bbk 000000

UDC 628.31:581.55

Shchukin I. S.

Study of oil products and heavy metals removal from surface runoff in phytofilters

Summary

Internationally the use of bioengineered facilities including phytofilters in the treatment of surface runoff from urban lands is gaining ground. The use of phytofilters in moderate climate belts has some restrictions related to the decline in treatment efficiency during the periods of near-zero temperatures because of the retardation of biochemical processes in plants and soil microorganisms. A technical solution of the described problem is proposed that consists in adding materials with sorption and ion-exchange properties (peat and zeolite) into the filter media. The efficiency of removing oil products and heavy metals (lead, copper, aluminium, iron) from the simulated solution of surface runoff in a pilot laboratory phytofiltration plant with the use of higher plants: common reed grass (Phragmites commnis), mace reed (Tpha latiflia) and Iris pseudacorus was studied. The efficiency of removing oil products was 95.5–98.9%, and that of heavy metals – 66–99.3%. It was stated that during the vegetation period partial phytoregeneration of the filtration media from the trapped oil products and heavy metals occurs under the effect of higher plants and rhizospheric microflora. By experiment it was determined that the efficiency of phytoregeneration from oil products decreases in series: common reed grass – Iris pseudacorus – mace reed; from heavy metals: Iris pseudacorus – common reed grass.

Key words

, , , , ,

 

№2|2018

DESIGNING WATER AND WASTEWATER SYSTEMS

bbk 000000

UDC 628.218

Chupin R. V.

Optimization of the prospective plans of water supply
system development under the tight financing conditions

Summary

The transition to market relations determined a new for our country technology of the urban utility systems management. This technology can be presented in two stages. The first stage is the development of the water supply and wastewater disposal plans; the second one – is the implementation of these plans on the basis of the investment programs of the public utility sector. The investment programs are shaping the financial support of the development and upgrade of wastewater disposal systems by means of the investment component in the tariff; charges for connecting newly built capital construction projects and targeted financing from separate state and municipal programs, loans and credits. Under this approach the determinants are the investments and their limitation in stages and wastewater disposal system development periods. In connection with this new problems and challenges arise related to the efficient allocation of these investments in the construction of new and upgrade of the existing water and wastewater projects. Based on the developed models and methods of substantiating the structure and parameters of wastewater disposal systems a method of shaping and optimizing the options of wastewater disposal system development under the tight financing conditions is proposed.

Key words

, , , , , ,

 

№2|2018

ENERGY CONSERVATION

bbk 000000

UDC 628.1.2:658.26.004.18

Usachev A. P.

Control of centrifugal pump parallel operation

Summary

The problems related to the cable capacity of pumping units during their parallel operation (one with variable-frequency control, another one – without variable-frequency control) are considered. In the traditional control schemes (without variable-frequency control) the problem is solved by throttling of each pump with cable capacity levelling of their drive motors. This function is usually carried out by the operator in manual mode. Based on the conducted analysis an algorithm of pump control was developed that provided for their safe operation in the working area and maximum energy efficiency. It is proposed to carry out controlled throttling of the pump without variable-frequency control by controlling the position of the set point of the pump with variable-frequency control at the working area interface. To ensure failure-free operation of the pumping station in case of the pump with variable-frequency control emergency shutdown it is recommended to change the system of the pump without variable-frequency control for automated pressure maintaining with the help of throttling. To implement the given algorithm the use of a special process controller with the sufficient computing power (STK 500 type) and series SP 200 blocks is proposed.

Key words

, , , ,

 

№2|2018

PIPELINE SYSTEMS

bbk 000000

UDC 621.644:621.643.2-034.13

Prodous O. A., Dzhanbekov B. A.

Pipes with polyurethane coating for the construction of the Teberda group water main

Summary

The problem of drinking water deficiency in the southern regions of Russia (at the North Caucasus) can be solved by the construction of a large-diameter and long water main for water transportation from the artesian sources located in the Karachay-Cherkessia Republic. The analysis of the advanced efficient durable polymer materials for pressure pipelines having the high hydraulic potential and operating in the zone of extreme seismicity was carried out. The economic efficiency of using ductile iron pipes with polyurethane inner coating in the construction of the Teberda group large-diameter water main is shown. The specific head losses along the length of a 500 mm water main are cited that are 2.5 times less than the specific head losses in pressure polyethylene pipes of the same diameter.

Key words

, , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2

02 2018

Номер 2 / 2018

Скачать весь номер в формате PDF (читать с помощью Adobe Acrobat Reader)Дальнейший текст доступен по платной подписке.
Авторизуйтесь: введите свой логин/пароль.
Или оформите подписку

Содержание номера (pdf) (doc)

Реферат номера (doc)

Списки литературы к статьям (doc)


 

№2|2018

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.161:544.723

Гвоздев В. А., Портнова Т. М., Яциневич Н. В.

Восстановление сорбционной способности гранулированного активированного угля

Аннотация

Анализ показателей качества воды реки Невы свидетельствует об изменении химического, биологического и физического состава воды в результате внешних воздействий. В водоисточник попадают как микробиологические, так и органические химические загрязнения. Из всех контролируемых показателей качества питьевой воды неприятный запах потребитель определяет сразу. Двухслойная фильтрующая загрузка (песок и активированный уголь) позволяет эффективно удалять коллоидные соединения и мелкодисперсные частицы с низкой гидравлической крупностью. При этом слой гранулированного активированного угля удаляет различные органические соединения и водорастворимые неф­тепродукты. Благодаря процессу окисления (деструкции) химических соединений с помощью озонирования и последующей обработке сорбентом удаляются органические вещества, придающие воде привкус и запах, а также (в небольшой степени) снижается цветность и перманганатная окисляемость. При использовании порошкообразного активированного угля на фильтрационных сооружениях требуется достижение эффективности очистки и оценка затрат, поскольку в том случае, если хлорсодержащий реагент вводится в воду сразу после его добавления, то существенно увеличиваются расходы реагентов на обеззараживание. Таким образом, очень важно включать в состав сооружений блок сорбционной очистки, где для повышения надежности обработки воды используется гранулированный активированный уголь. Проанализирована эффективность очистки воды с применением гранулированного активированного угля в условиях блока К-6 Южной водопроводной станции Санкт-Петербурга. Произведена оценка параметров очищенной воды после реактивации угля. Реактивация активированного угля марки Filtrasorb TL 830 при выбранных технологических режимах обеспечивает удовлетворительное восстановление сорбционных свойств материала при сохранении его механических характеристик.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№2|2018

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.1/.2:336.7

Березин С. Е., Пупырев Е. И., Баженов В. И., Самбурский Г. А.

Разработка методики расчета стоимости жизненного цикла оборудования, систем и сооружений  для водоснабжения и водоотведения

Аннотация

Экспертно-методическим советом Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения разработана «Методика расчета стоимости жизненного цикла оборудования, систем и сооружений водоснабжения и водоотведения». Методика была представлена на Х Конференции водоканалов России (19–22 сентября 2017 г., Калининград) и в настоящее время проходит согласование в Федеральной антимонопольной службе. Приведен анализ методик оценки стоимости жизненного цикла – зарубежных (на предмет соответствия государственным закупкам) и отечественных (их применение не имеет системного характера). Представлены расчетные зависимости, в том числе с учетом дисконтирования затрат текущей стоимости во времени. Приведены категории принадлежности объекта расчета: первая – оборудование, товар; вторая – объект капитального строительства. Адаптация расчетных показателей к международной практике сопровождается поддержкой общепринятой аббревиату­ры, что упрощает процедуру участия зарубежных представителей в российских конкурсах. Приведены ссылки на примеры апробации расчетов СЖЦ в соответствии с функциональными особенностями разработанной методики по техническому и технологическому аспектам, а также по проектам – научно-исследовательским и опытно-конструкторским, государственно-частное партнерство, энергосервисный и лизинговый контракты.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.33:665.622.43

Урмитова Н. С., Абитов Р. Н., Низамова А. Х., Хабибуллин Р. Р.

Использование крупнозернистых коалесцирующих материалов в установках очистки нефтепромысловых сточных вод

Аннотация

Республика Татарстан относится к субъектам Российской Федерации с высоким уровнем развития промышленности, в частности нефтехимической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей. На объектах нефтедобывающей промышленности образуется большое количество нефтесодержащих сточных вод. Эффективным методом их утилизации является повторное использование для заводнения нефтяных пластов с целью увеличения нефтеотдачи. Перед закачкой в пласт из сточных вод необходимо удалить нефть и механические примеси. Для этого широко применяется метод отстаивания. Для интенсификации процесса используется предварительная обработка сточных вод. Одним из наиболее эффективных методов является процесс коалесценции с применением гранулированных коалесцирующих насадок. С целью интенсификации процесса очистки разработаны гранулированные коалесцирующие материалы на основе полимеров и керамзита. В результате экспериментальных исследований установлено, что наилучшими материалами для коалесценции являются крупнозернистые коалесцирующие гидрофобные загрузки с повышенной скоростью фильтрации, которые работают в режиме саморегенерации. При этом повышается глубина очистки, продолжительность процесса отстаивания сокращается в 2 раза и более.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№2|2018

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД

bbk 000000

УДК 628.312

Кофман В. Я.

Химико-информационная разработка сточных вод
(обзор)

Аннотация

Научная дисциплина «Химико-информационная разработка сточных вод» возникла и стала быстро развиваться в начале 2000-х годов в ответ на запрос о создании каналов получения информации о потреблении запрещенных наркотических и фармацевтических препаратов широкого спектра, о воздействии токсических веществ, о ряде показателей состояния здоровья населения и его численности на исследуемой территории. В сравнении с традиционными методами анкетирования и социолого-эпидемиологических исследований, предполагающих сбор статистических данных, обработку медицинской документации, получение информации по производству и реализации соответствующих препаратов, рассматриваемый подход имеет некоторые преимущества и позволяет организовать непрерывный контроль практически в реальном масштабе времени. Кроме того, удается преодолеть ряд этических проблем, возникающих при использовании некоторых практикуемых методов исследования. Сущность метода заключается в измерении на входе очистных сооружений концентраций активных веществ исследуемых препаратов и/или их метаболитов, попадающих в систему канализации в результате экскреции из организма человека, и применении методики обработки этих данных для определения уровня потребления медицинских или наркотических препаратов населением, проживающим на территории, обслуживаемой данной канализационной сетью. Аналогично может быть определена степень подверженности населения воздействию загрязняю­щих веществ. Полученные в ряде стран данные с использованием рассматриваемого подхода соответствуют результатам традиционных исследований, а в некоторых случаях удачно их дополняют. Предполагается, что значимость и эффективность метода будут возрастать, в том числе в условиях модернизации канализационных сетей.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2018

ОЧИСТКА ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА

bbk 000000

УДК 628.31:581.55

Щукин И. С.

Исследование процессов очистки поверхностных сточных вод от нефтепродуктов и тяжелых металлов на фитофильтрах

Аннотация

В мировой практике очистки поверхностных сточных вод с урбанизированных территорий все большее распространение получают биоинженерные сооружения, в том числе фитофильтры. Применение фитофильтров в условиях умеренного климатического пояса имеет ограничения, связанные со снижением эффективности очистки в периоды околонулевых температур ввиду замедления биохимических процессов, происходящих в растениях и почвенных микроорганизмах. Предложено техническое решение описанной проблемы, которое заключается в добавлении в состав фильтрующей загрузки материалов, обладающих сорбционными и ионообменными свойствами (торфа и цеолита). Проведены исследования эффективности очистки модельного раствора поверхностных сточных вод от нефтепродуктов и тяжелых металлов (свинца, меди, алюминия, железа) на пилотной лабораторной установке фитофильтрования с использованием высших растений: тростника обыкновенного (Phragmites commnis), рогоза широколистного (Tpha latiflia) и ириса болотного (Iris pseudacorus). Эффективность очистки от нефтепродуктов составила 95,5–98,9%, от тяжелых металлов – 66–99,3%. Установлено, что в вегетационный период под действием высших растений и ризосферной микрофлоры происходит частичная фиторегенерация фильтрующей загрузки от задержанных нефтепродуктов и тяжелых металлов. Экспериментально определено, что эффективность фиторегенерации высшими растениями от нефтепродуктов уменьшается в ряду: тростник обыкновенный – ирис болотный – рогоз широколистный; от тяжелых металлов: ирис болотный – тростник обыкновенный.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2018

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

bbk 000000

УДК 628.218

Чупин Р. В.

Оптимизация перспективных схем развития систем
водоотведения в условиях ограниченного финансирования

Аннотация

Переход к рыночным отношениям определил новую для нашей страны технологию управления развитием городских инженерных систем. Эту технологию можно представить в виде двух этапов. Первый этап – разработка схем развития систем водоснабжения и водоотведения, второй – реализация этих схем на основе инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса. В инвестиционных программах формируется финансовое обеспечение развития и реконструкции систем водоотведения за счет инвестиционной составляющей в тарифе, платы за подключение для вновь вводимых в строй объектов капитального строительства и целевого финансирования по отдельным государственным и муниципальным программам, займам и кредитам. При таком подходе определяющими становятся инвестиции и их ограниченность по этапам и периодам развития системы водоотведения. В связи с этим возникают новые проблемы и задачи, связанные с рациональным распределением этих инвестиций в строительство новых и реконструкцию существующих объектов и сооружений сис­тем водоотведения. На основе разработанных моделей и методов для обоснования структуры и параметров систем водоотведения предлагается методика формирования и оптимизации вариантов развития системы водоотведения в условиях ограниченных инвестиций.

Ключевые слова

, , , , , ,

 

№2|2018

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.1.2:658.26.004.18

Усачев А. П.

Управление параллельной работой центробежных насосов

Аннотация

Рассматриваются проблемы, связанные с токовой загрузкой насосных агрегатов при их параллельной работе (один – с частотным управлением, другой – без частотного управления). В традиционных схемах управления (без частотного регулирования) проблема решается путем дросселирования каждого насоса с выравниванием токовой загрузки их приводных электродвигателей. Эта функция выполняется, как правило, оператором в ручном режиме. На основании проведенного анализа разработан алгоритм управления насосами, обеспечивающий их безопасную работу в рабочей зоне и максимальную энергоэффективность. Предлагается производить контролируемое дросселирование насоса без частотного регулирования путем контроля положения рабочей точки насоса с частотным регулированием на границе рабочей зоны. Для обеспечения безаварийной работы насосной станции при аварийной остановке насоса с час­тотным регулированием рекомендуется систему управления насосом без частотного регулирования перестроить на работу автоматического поддержания давления с помощью дросселирования. Для реализации данного алгоритма предлагается использование специализированного технологического контроллера с достаточной вычислительной мощностью (типа СТК 500) и блоки серии СР 200.

Ключевые слова

, , , ,

 

№2|2018

ТРУБОПРОВОДНЫЕ СИСТЕМЫ

bbk 000000

УДК 621.644:621.643.2-034.13

Продоус О. А., Джанбеков Б. А.

Трубы с полиуретановым покрытием для строительства
Тебердинского магистрального группового водопровода

Аннотация

Проблему дефицита питьевой воды в южных регионах России (на Северном Кавказе) можно решить путем строительства магистрального водопровода большого диаметра и большой протяженности для транспортирования воды из подземных артезианских источников, расположенных в Карачаево-Черкесской Республике. Проведен анализ современных эффективных, долговечных полимерных материалов для напорных трубопроводов, работающих в зоне с экстремальной сейсмичностью и имеющих высокий гид­равлический потенциал. Показана экономическая эффективность использования труб из высокопрочного чугуна с полиуретановым внутренним покрытием при строительстве Тебердинского магистрального группового водопровода большого диаметра. Приведены удельные потери напора по длине водовода диаметром 500 мм, которые в 2,5 раза меньше удельных потерь напора в трубах из напорного полиэтилена того же диаметра.

Ключевые слова

, , , ,

 

mvkniipr ru 

ecw18 vst 200

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

VAK2

at19 100х100 stand