Tag:calcium carbonate

№9|2019

WATER TREATMENT

DOI 10.35776/MNP.2019.09.02
UDC 628.16:62-278

Pervov A. G., Andrianov A. P.

The mechanisms of action of inhibitors in the process of calcium carbonate precipitate formation in reverse osmosis apparatus

Summary

Knowledge of the mechanism of precipitation of slightly-soluble salts on reverse osmosis membranes is extremely important while choosing measures to prevent it and reduce the consumption of concentrate. The conducted studies provided for enunciating a fresh approach to the mechanism of crystalline deposit formation and the role of inhibitors in preventing this process. The development of the experimental technique is based on the idea that the first crystallization phase — crystal nucleation is homogeneous, that is, occurs in stagnant zones in the concentrate volume at high oversaturation with calcium carbonate. Upon the formation the crystals are removed from the stagnant zones and settled on the membrane surface like other suspended particles present in the treated water. The results of studying the adsorption of polymer inhibitor molecules on the crystal surface during nucleation and crystalline growth on the membrane are presented. The experimentally obtained dependences of the rate of adsorption of inhibitors on the dose of inhibitors, the rate of formation of calcium carbonate, the rate of nucleation, and on the total surface of the germinal crystals are given. The study of micrographs of crystals showed the dependence of the size and number of crystals on the oversaturation value in the stagnant zone during nucleation as well as on the effectiveness of the inhibitor. A method is presented that allows determining the concentration of dissolved salts in the stagnant zones of the membrane apparatus and the oversaturation values corresponding to the onset of the crystallization process eliminating the addition and use of various inhibitors.

Key words

, , , , , , ,

Скачать/download (PDF) free access

 

№1|2012

POWER AND RESOURCE CONSERVATION

bbk 000000

UDC 628.164

AHMEDOV G. Ya.

Removing carbonate deposits from geothermal heating and hot water supply systems

Summary

The method of removing calcium carbonate deposits from geothermal heating and hot water supply systems is considered. The results of experimental studies of dissolving calcium carbonate deposits in geothermal water in heat-exchange equipment by increasing carbon dioxide partial pressure are presented. On the basis of the conducted experiments a method and a flow scheme of dissolving calcium carbonate deposits that provide for elimination of heat loss with geothermal water used for treatment are suggested.

Key words

, , , , ,

 

№2|2010

RESOURCES SAVING

bbk 000000

UDC 541.183:697.932.6.001.2

AHMEDOV G. Ya.

Enhancement of Efficiency of the Use of Geothermal Water for Hot Water Supply

Summary

Results of the study of the fractional composition of sand coming by with geothermal water from Apsheron, Karagan and Chokrak aquifers, and also its influence on kinetics of the precipitation of the solid phase of calcium carbonate from of geothermal water solutions are presented. A design scheme of effective use of geothermal water for hot water supply and heating is resulted.

Key words:

, , , , , ,

 

№1|2020

DRINKING WATER SUPPLY

DOI 10.35776/MNP.2020.01.01

UDC 628.16:62-278

Pervov A. G., Golovesov V. A., Spitsov D. V., Rudakova G. Ya.

Ways of reducing the operating costs of membrane units
for the preparation of drinking water from underground water sources

Summary

Experimental investigations have been conducted to determine the main process parameters of membrane units (filtrate yield, the rate of scaling on membrane surface). Basing on the results of the experimental studies the total costs of purification of underground water of various chemical composition were obtained. The studies were conducted on laboratory benches with the use of nanofiltration membranes with various selectivity rates. The consumption of service chemicals and operational costs for the equipment were calculated by the software designed earlier by the authors for determining the process parameters of membrane units. While designing membrane units, nanofiltration membranes with low values of selectivity, power consumption and expenditures for chemicals are preferred. The dependencies of the calcium carbonate scaling rates on membrane types and the multiplicity of volumetric concentration of source water were obtained. A comparison of costs shows that the use of membranes even for cases of water deferrization is more economical than the known traditional technologies.

Key words

, , , , , , , , ,

Скачать/download (PDF) free access

 

№6|2010

PROBLEMS, PERSPECTIVES

bbk 000000

UDC 628.168.3:662.997

AHMEDOV G. Ya.

Stabilization Treatment of Geothermal Water

Summary

Stabilization treatment of geothermal water with the help of degasification and with the use of a crystalline initiator are considered. The experience of operation of geothermal equipment in the case of disturbance of carbonate-calcium equilibrium in water is presented. Degasification of geothermal water treated preliminary for carbon dioxide up to the equilibrium value makes it possible to speed up crystallization of calcium carbonate in the contact medium. It is proved that the more is the drop of pressure in a crystallizer the more is the concentration of a suspension being generated. The speed of separation of the solid phase of calcium carbonate from the geothermal water solution is proportional to the component of the pressure drop in the crystallizer from equilibrium to the final value.

Key words:

, , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Tag:карбонат кальция

№9|2019

ВОДОПОДГОТОВКА

DOI 10.35776/MNP.2019.09.02
УДК 628.16:62-278

Первов А. Г., Андрианов А. П.

Механизм действия ингибиторов при образовании осадка карбоната кальция в обратноосмотических аппаратах

Аннотация

Знание механизма образования осадков малорастворимых солей на обратноосмотических мембранах чрезвычайно важно при выборе мероприятий по их предотвращению и сокращению расхода концентрата. Проведенные исследования позволили сформулировать новый взгляд на механизм образования кристаллических отложений и роль ингибиторов в предотвращении этого процесса. В основе разработки экспериментальной методики лежит представление о том, что первая фаза кристаллизации – зародышеобразование является гомогенной, т. е. происходит в застойных зонах в объеме концентрата при высоких значениях пересыщения по карбонату кальция. После образования кристаллы выносятся из застойных зон и осаждаются на поверхности мембраны, как и другие взвешенные частицы, содержащиеся в обрабатываемой воде. Представлены результаты изучения процесса адсорбции молекул полимерных ингибиторов на поверхности кристаллов при зародышеобразовании и кристаллическом росте на мембране. Приведены экспериментально полученные зависимости скорости адсорбции ингибиторов от их дозы, скорости образования карбоната кальция, скорости зародышеобразования от общей поверхности зародышевых кристаллов. Изучение микрофотографий показало зависимость размера и количества кристаллов от значения пересыщения в застойной зоне при зародышеобразовании, а также от эффективности ингибитора. Представлена методика, позволяющая определить концентрации растворенных солей в застойных зонах мембранного аппарата и значения пересыщения, соответствующие началу процесса кристаллизации, без добавления различных ингибиторов и с их использованием.

Ключевые слова

, , , , , , ,

 

№1|2012

ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ

bbk 000000

УДК 628.164

Ахмедов Г. Я.

Очистка геотермальных систем отопления и горячего водоснабжения от карбонатных отложений

Аннотация

Рассмотрен вопрос очистки геотермальных систем отопления и горячего водоснабжения от отложений карбоната кальция. Представлены результаты экспериментальных исследований по растворению в геотермальной воде отложений карбоната кальция на теплообменном оборудовании путем повышения парциального давления углекислого газа. На основе результатов проведенных исследований предложен способ и схема растворения отложений карбоната кальция, при котором исключаются потери тепла с геотермальной водой, используемой для очистки.

Ключевые слова

, , , , ,

 

№2|2010

ЭКОНОМИЯ РЕСУРСОВ

bbk 000000

УДК 628.162:662.997

Ахмедов Г. Я.

Повышение эффективности использования геотермальной воды для горячего водоснабжения

Аннотация

Представлены результаты исследований фракционного состава песка, поступающего попутно с геотермальной водой с апшеронского, караганского и чокракского водоносных горизонтов, а также его влияния на кинетику выделения твердой фазы карбоната кальция из растворов геотермальных вод. Приводится проектная схема эффективного использования геотермальных вод для горячего водоснабжения и отопления.

Ключевые слова:

, , , , , ,

 

№1|2020

ПИТЬЕВОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

DOI 10.35776/MNP.2020.01.01

УДК 628.16:62-278

Первов А. Г., Головесов В. А., Спицов Д. В., Рудакова Г. Я.

Пути снижения эксплуатационных затрат мембранных установок для подготовки питьевой воды из подземных водоисточников

Аннотация

Описан новый подход к созданию технологических схем утилизации концентрата установок обратного осмоса с минимальным расходом воды на собственные нужды. Схема включает обработку воды в две ступени. Проведены экспериментальные исследования по определению технологических характеристик мембранных установок (выход фильтрата, интенсивность образования осадков на мембранах). На основании результатов экспериментов получены значения приведенных затрат на очистку подземных вод различного химического сос­тава. Исследования проводились на лабораторных стендах с использованием нанофильтрационных мембран, имеющих разные значения селективности. Расход сервисных реагентов и эксплуатационные затраты на оборудование рассчитывались по программе, ранее разработанной авторами для определения технологических характеристик мембранных установок. При разработке установок следует отдавать предпочтение мембранам с низкими значениями селективности, обеспечивать снижение затрат на реагенты и энергопотребления. Получены зависимости скорости роста осадка карбоната кальция от типа мембран и кратности объемного концентрирования исходной воды. Сравнение затрат показывает, что применение мембран даже для случаев обезжелезивания воды оказывается экономичнее известных классических технологий.

Ключевые слова

, , , , , , , , ,

 

№6|2010

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

bbk 000000

УДК 628.168.3:662.997

Ахмедов Г. Я.

Стабилизационная обработка геотермальных вод

Аннотация

Рассмотрена стабилизационная обработка геотермальных вод с помощью дегазации и с использованием кристаллической затравки. Представлен опыт эксплуатации геотермального оборудования при нарушении карбонатно-кальциевого равновесия в воде. Дегазация геотермальной воды, предварительно очищенной от углекислого газа до равновесного значения, позволяет увеличить скорость кристаллизации карбоната кальция на контактной среде. Установлено, что чем больше перепад давления в кристаллизаторе, тем выше концентрация образующейся взвеси. Скорость выделения твердой фазы карбоната кальция из раствора геотермальной воды пропорциональна составляющей перепада давления в дегазаторе от равновесного до конечного значения.

Ключевые слова:

, , , , ,

 

vstmag engfree 200x100 2

mvkniipr ru

Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения

Конференция итог

ecw20 200 300

VAK2